Как правильно реагировать на запросы банка по 115-ФЗ: разъяснения экс-комплаенс-специалиста

На основе анализа множества комментариев и личного опыта работы в сфере комплаенса, хочу поделиться ключевыми выводами о взаимодействии с банками по вопросам, связанным с Федеральным законом № 115-ФЗ.

Взаимодействие с банком: реалии и практика

Во-первых, важно понимать, что банки часто идут навстречу клиентам и осознают, что не вся предпринимательская деятельность ведется в абсолютно «белом» поле. Именно поэтому возникают диалоги и переписки, особенно с представителями малого бизнеса, такими как частные мастера и ремесленники.

Распределение ответственности

Ключевой момент, который многие упускают: доказывать легальность своего бизнеса — это ваша задача, а не обязанность банка. Финансовая организация действует в рамках строгого регулирования.

Если в банке вам попался сотрудник, который детально разбирается в специфике ваших операций и старается помочь, — это большая удача. Цените такой подход.

Экономическая подоплека проверок

Процедуры due diligence («отмывание» данных клиента) — это не прихоть банка. Поверьте, с точки зрения прибыли, рядовой клиент-физлицо или индивидуальный предприниматель, пользующийся бесплатным расчетным счетом, приносит банку минимальный доход.

Обратите внимание: Судебные споры с банками.

Банк не зарабатывает непосредственно на хранении ваших средств (оставим за скобками тему использования депозитов для кредитования). Основной мотив — соблюдение закона.

Правовая основа и последствия

Банки действуют согласно указаниям и рекомендациям Банка России. Эти докумы, несмотря на формулировку «рекомендация», носят для финансовых организаций обязательный характер.

Если ваш бизнес полностью прозрачен и легален, опасаться проверок не стоит. Если же в деятельности есть «серые» схемы, банк может указать на это, и последствия будут зависеть от конкретной ситуации и политики организации. Агрессивная или оскорбительная реакция с вашей стороны точно не улучшит положение. Более того, конфликт может привлечь внимание надзорных органов, особенно в случае судебного разбирательства.

Больше интересных статей здесь: Банки.

Источник статьи: Ответ на пост «Запрос от банка по 115-ФЗ».