Эксперты аналитической группы Frank RG прогнозируют, что в 2022 году объемы рынка автокредитования могут сократиться на 20-50%. Основными причинами этого станут острый дефицит автомобилей на рынке, значительный рост процентных ставок по кредитам и снижение реальных доходов населения.
Банки под ударом: кто пострадает в первую очередь?
Чтобы оценить масштабы потенциального ущерба, был проведен анализ кредитных портфелей четырех крупнейших публичных банков России по итогам 2021 года.
Структура кредитного портфеля по типам заемщиков распределилась следующим образом:
- Сбербанк (SBER) — 40% кредитов выдано физическим лицам;
- ВТБ (VTBR) — 39% приходится на физлиц;
- Банк «Санкт-Петербург» (BSPB) — доля кредитов населению составляет 26,5%;
- Тинькофф Банк (TCS) — основная деятельность сконцентрирована на обслуживании физических лиц.
Данные показывают, что Сбербанк, ВТБ и Банк «Санкт-Петербург» в значительной степени ориентированы на корпоративный сектор. Доля кредитов на транспортные средства в портфелях юридических лиц у этих банков относительно невелика и колеблется в пределах 3-6%.
На этом фоне резко выделяется Тинькофф Банк. Поскольку его бизнес-модель заточена под розничных клиентов, доля автокредитов в его кредитном портфеле достигает 12%. Эта существенная зависимость от одного сегмента делает Тинькофф наиболее уязвимым среди конкурентов в условиях продолжающегося спада на рынке автокредитования.
Последствия для финансового сектора
Эксперты сходятся во мнении, что по уже выданным кредитам серьезных проблем у банков, вероятно, не возникнет. В условиях дефицита автомобилей заемщики будут стремиться сохранить машины, купленные по более низким, докризисным ценам.
Обратите внимание: Как банки проверяют кредитную историю.
Даже если часть клиентов столкнется с трудностями при выплатах, банки смогут изъять и реализовать автомобили. На фоне общего роста цен на автомобильный транспорт такие операции не приведут к значительным убыткам.Однако объемы выдачи новых автокредитов в ближайший год ожидаемо сократятся. На это есть несколько ключевых причин:
- Рост процентных ставок, делающий кредиты менее доступными.
- Сокращение поставок новых автомобилей в Россию из-за ухода с рынка ряда иностранных производителей.
- Падение платежеспособности населения. По оценкам ВЭБ.РФ, реальные доходы граждан России по итогам 2022 года могут снизиться на 12% из-за высокой инфляции и товарного дефицита.
Перспективы рынка на горизонте свыше одного года остаются крайне неопределенными. Они будут зависеть от общего состояния экономики России в постсанкционный период, а также от динамики поставок новых автомобилей. Возможно, со временем часть ушедших брендов вернется, или их нишу займут китайские производители. Делать долгосрочные прогнозы в текущей ситуации сложно из-за множества неизвестных переменных.
Эффект домино: кто пострадает косвенно?
Сокращение объемов автокредитования неизбежно повлечет за собой снижение количества продаж новых автомобилей. Это, в свою очередь, ударит по смежным отраслям, в первую очередь — по страховому рынку. Меньше покупок машин означает меньше оформленных полисов ОСАГО и КАСКО.
На Московской бирже из этого сектора представлена компания «Ренессанс Страхование» (RENI). По оценкам, на автострахование приходится около 26% ее общей выручки. Эта значительная доля в бизнесе делает компанию весьма чувствительной к кризису в автокредитовании и автомобильных продажах.
InvestFuture.ru
#автокредит #автокредитование #автообзор #новый автомобиль #авто в кредит
Больше интересных статей здесь: Банки.
Источник статьи: Автокредиты теряют популярность. Пострадают банки, а кто еще?.