Кризис автокредитования: кто окажется в зоне риска помимо банков

Эксперты аналитической группы Frank RG прогнозируют, что в 2022 году объемы рынка автокредитования могут сократиться на 20-50%. Основными причинами этого станут острый дефицит автомобилей на рынке, значительный рост процентных ставок по кредитам и снижение реальных доходов населения.

Рис 1. Прогноз падения рынка автокредитования в 2022 году, источник: frankrg.com

Банки под ударом: кто пострадает в первую очередь?

Чтобы оценить масштабы потенциального ущерба, был проведен анализ кредитных портфелей четырех крупнейших публичных банков России по итогам 2021 года.

Структура кредитного портфеля по типам заемщиков распределилась следующим образом:

  • Сбербанк (SBER) — 40% кредитов выдано физическим лицам;
  • ВТБ (VTBR) — 39% приходится на физлиц;
  • Банк «Санкт-Петербург» (BSPB) — доля кредитов населению составляет 26,5%;
  • Тинькофф Банк (TCS) — основная деятельность сконцентрирована на обслуживании физических лиц.

Данные показывают, что Сбербанк, ВТБ и Банк «Санкт-Петербург» в значительной степени ориентированы на корпоративный сектор. Доля кредитов на транспортные средства в портфелях юридических лиц у этих банков относительно невелика и колеблется в пределах 3-6%.

На этом фоне резко выделяется Тинькофф Банк. Поскольку его бизнес-модель заточена под розничных клиентов, доля автокредитов в его кредитном портфеле достигает 12%. Эта существенная зависимость от одного сегмента делает Тинькофф наиболее уязвимым среди конкурентов в условиях продолжающегося спада на рынке автокредитования.

Последствия для финансового сектора

Эксперты сходятся во мнении, что по уже выданным кредитам серьезных проблем у банков, вероятно, не возникнет. В условиях дефицита автомобилей заемщики будут стремиться сохранить машины, купленные по более низким, докризисным ценам.

Обратите внимание: Как банки проверяют кредитную историю.

Даже если часть клиентов столкнется с трудностями при выплатах, банки смогут изъять и реализовать автомобили. На фоне общего роста цен на автомобильный транспорт такие операции не приведут к значительным убыткам.

Однако объемы выдачи новых автокредитов в ближайший год ожидаемо сократятся. На это есть несколько ключевых причин:

  • Рост процентных ставок, делающий кредиты менее доступными.
  • Сокращение поставок новых автомобилей в Россию из-за ухода с рынка ряда иностранных производителей.
  • Падение платежеспособности населения. По оценкам ВЭБ.РФ, реальные доходы граждан России по итогам 2022 года могут снизиться на 12% из-за высокой инфляции и товарного дефицита.

Перспективы рынка на горизонте свыше одного года остаются крайне неопределенными. Они будут зависеть от общего состояния экономики России в постсанкционный период, а также от динамики поставок новых автомобилей. Возможно, со временем часть ушедших брендов вернется, или их нишу займут китайские производители. Делать долгосрочные прогнозы в текущей ситуации сложно из-за множества неизвестных переменных.

Эффект домино: кто пострадает косвенно?

Сокращение объемов автокредитования неизбежно повлечет за собой снижение количества продаж новых автомобилей. Это, в свою очередь, ударит по смежным отраслям, в первую очередь — по страховому рынку. Меньше покупок машин означает меньше оформленных полисов ОСАГО и КАСКО.

На Московской бирже из этого сектора представлена компания «Ренессанс Страхование» (RENI). По оценкам, на автострахование приходится около 26% ее общей выручки. Эта значительная доля в бизнесе делает компанию весьма чувствительной к кризису в автокредитовании и автомобильных продажах.

InvestFuture.ru

#автокредит #автокредитование #автообзор #новый автомобиль #авто в кредит

Больше интересных статей здесь: Банки.

Источник статьи: Автокредиты теряют популярность. Пострадают банки, а кто еще?.