Новые правила защиты прав потребителей: что изменится для банков, агрегаторов и покупателей с 1 марта 2022 года

Правительство РФ внесло законопроект, который уже прошел первое чтение и планируется к вступлению в силу 1 марта 2022 года. Этот документ вносит серьезные изменения в статью 16 Закона «О защите прав потребителей», касающуюся недействительности условий, ущемляющих права покупателей. Нововведения затронут не только обычные магазины и сервисные компании, но и банки (в сфере потребительского кредитования), а также интернет-агрегаторы.

Ключевые изменения в законодательстве

Вот основные моменты, на которые стоит обратить внимание:

Сейчас условия договора, ущемляющие права потребителя, признаются недействительными. По новым правилам они будут считаться «недопустимыми и ничтожными» с момента включения в договор. Это более жесткая формулировка, подчеркивающая их противозаконность.

Существенно меняется подход к возмещению убытков. Раньше для их взыскания требовалось, чтобы договор уже исполнялся. Теперь же достаточно самого факта его заключения с ущемляющими условиями. Например, клиент может подписать кредитный договор, не получая деньги, показать его юристу, и если будут обнаружены неправомерные пункты, все расходы на консультацию должен будет возместить банк. Это же правило в полной мере относится и к владельцам агрегаторов, которые теперь прямо указаны в законе.

Также вводится запрет на отказ в заключении договора, если потребитель не желает предоставлять свои персональные данные. За нарушение этого запрета предусмотрены штрафы: для должностных лиц — от 5 до 10 тысяч рублей, для юридических лиц — от 30 до 50 тысяч рублей.

Расширенный перечень ничтожных условий договора

Законопроект устанавливает открытый, но весьма подробный список условий, которые будут считаться недопустимыми. Многие из них уже признавались таковыми судебной практикой, но теперь получат прямое законодательное закрепление.

1. Односторонние изменения. Запрещаются условия, дающие продавцу право в одностороннем порядке менять предмет, цену, срок или другие существенные условия договора, если это не разрешено законом. Например, повышение банком процентной ставки из-за отсутствия страховки.

2. Ограничение выбора суда. Нельзя навязывать потребителю конкретную территориальную подсудность споров, лишая его права выбрать удобный суд.

3. Штрафы за реализацию прав. Запрещены условия, устанавливающие санкции или иные препятствия для свободного осуществления потребителем своих законных прав (например, штраф за отказ от услуги или невозврат предоплаты при расторжении договора).

4. Ограничение ответственности продавца. Недействительны пункты, снимающие или уменьшающие ответственность продавца за неисполнение обязательств по основаниям, не предусмотренным законом.

5. Навязанные покупки. Условия, которые делают приобретение одного товара обязательным для покупки другого.

6. Платные услуги без согласия. Автоматическое подключение и взимание платы за дополнительные услуги без прямого согласия потребителя.

7. Ограничение способов оплаты. Запрет на выбор удобного для потребителя способа или формы расчета.

8. Неправомерные основания расторжения. Включение в договор оснований для досрочного расторжения со стороны продавца, не установленных законом.

9. Уменьшение законной неустойки. Условия, снижающие размер неустойки (пени), предусмотренной законом за нарушение обязательств.

10. Ограничение требований при недостатках. Запрещено исключать какие-либо из предусмотренных законом вариантов действий потребителя при обнаружении в товаре недостатков (замена, уменьшение цены, возврат и т.д.).

11. Обязательный досудебный порядок. Недопустимо устанавливать обязательное досудебное урегулирование спора, если этого не требует закон.

12. Смещение бремени доказывания. Условия, которые перекладывают на потребителя обязанность доказывать обстоятельства, которые по закону должен доказывать продавец.

13. Ограничение способов защиты прав. Любые пункты, ограничивающие право потребителя обращаться в суд, Роспотребнадзор или иные органы для защиты своих интересов.

14. Иные нарушающие закон условия. Перечень остается открытым, что позволяет признавать ничтожными и другие условия, нарушающие законодательство или международные договоры.

Выводы и рекомендации

Принятие этих поправок предоставит судам четкие ориентиры для защиты прав потребителей и усилит их позиции в спорах. Всем компаниям, работающим с физическими лицами — банкам, розничным сетям, автосалонам, агрегаторам, — настоятельно рекомендуется провести аудит своих типовых договоров и правил до вступления закона в силу, чтобы исключить из них потенциально ничтожные условия и избежать судебных рисков и штрафов.

***

Ярослав Кошелев,
Управляющий партнер M5 Law Firm,
к.ю.н., Арбитр МКАС при ТПП РФ,
ведущий телеграм-сайта Закономика.

#закон о защите прав потребителей #банки #потребительский кредит #потребительские кредиты #агрегатор #автосалоны #интернет-магазин #судебная практика #ЗПП #право

Больше интересных статей здесь: Банки.

Источник статьи: Важная информация для всех потребителей, банков, агрегаторов!.