Психология кредитного рабства: почему мы покупаем машины в долг, даже когда нет денег

Моё отношение к кредитам, как вы уже догадались, в целом отрицательное. Хотя были в жизни ситуации, когда без них не обойтись — например, покупка моего Шевроле Ланос несколько лет назад. Но в глубине сознания у меня засела чёткая мысль: кредит — это кабала, и от неё лучше держаться подальше.

Статистика и парадокс кредитования

Согласно данным 2019 года, более половины автомобилей в России приобретались в кредит. Учитывая последующие события — пандемию, колебания курсов валют и общую экономическую нестабильность — вряд ли эта тенденция пошла на спад. Скорее всего, доля кредитных покупок только выросла. Возникает закономерный вопрос: почему люди сознательно идут в «кредитное рабство», понимая все его подводные камни?

Anton Nikiforov, CC BY 3.0 <https://creativecommons.org/licenses/by/3.0>, via Wikimedia Commons

Экономический двигатель: потребление любой ценой

Существует грубоватая, но очень точная поговорка: «Понты дороже денег». Она как нельзя лучше описывает ситуацию. Современная экономическая модель построена на необходимости постоянного роста производства и потребления. Неважно, есть ли для этого реальные ресурсы — важен сам факт роста.

Свободные деньги у населения начали заканчиваться ещё в конце прошлого века. Реальные доходы многих людей не показывают значительного роста, однако экономика требует подпитки. Людей подталкивают потреблять больше, покупать больше, инвестировать больше. Но если зарплата не увеличивается, как это сделать? Например, на среднюю зарплату сегодня можно купить примерно столько же продуктов, сколько и несколько десятилетий назад.

Автопроизводители активно пользуются этим правилом Татьяна Поршина, CC BY-SA 4.0 <https://creativecommons.org/licenses/by-sa/4.0>, via Wikimedia Commons

Решение проблемы: деньги из будущего

Ответ, который нашла система, прост и коварен: брать деньги из будущего! Идея кажется гениальной: сейчас средств нет, но я уверен, что буду работать и зарабатывать. Так появились массовые потребительские кредиты.

Банки только рады такой схеме, ведь они получают прибыль на разнице между процентами по вкладам и кредитам.

Обратите внимание: Кредитные каникулы или реструктуризация? Что лучше?.

Человек продолжает наращивать потребление, удовлетворяя растущие желания, что полностью соответствует экономической модели. Страдает в итоге только сам заёмщик. Кто в здравом уме назовёт кредит благом? Ощущение долга само по себе неприятно. Чтобы заглушить это чувство, был создан мощный социальный механизм.

Поэтому в машины и засовывают побольше часто ненужных опций, чтобы казалось посолиднее

Социальное давление и «быть не хуже других»

«Ты должен быть не хуже других!» — этот лозунг звучит отовсюду. Купи новый кроссовер, а то что ты ездишь на старой машине? Приобрети электрическую зубную щётку и высокотехнологичные палочки для ушей, ведь без них твоя жизнь неполноценна! Это не шутка — такие товары действительно существуют. Зачем они нужны? Сложно сказать. Но они есть, и их активно продвигают.

Чтобы обзавестись всем этим массивом часто ненужных вещей, требуются деньги, которых нет. И выход один — кредит. В такой системе все в выигрыше: экономика растёт, производители богатеют, а люди живут с иллюзией, что успевают за модой и прогрессом.

Именно поэтому я выступаю против кредитов как явления и считаю, что прибегать к ним стоит лишь в исключительных, крайних случаях. А какого мнения придерживаетесь вы? Как вы относитесь к практике брать кредиты?

Больше интересных статей здесь: Банки.

Источник статьи: У людей нет денег на машины, но они все равно берут авто в кредит. Почему мы так любим кредитное рабство.