Сталин и Форд о жадных банкирах: взгляд сквозь столетие и личный опыт

Меня часто спрашивают о моём отношении к банкирам. Оно сформировано не только современными реалиями, но и историческими оценками таких фигур, как Иосиф Сталин и Генри Форд. Их взгляды, как и мой личный опыт, рисуют весьма нелицеприятную картину.

Исторический контекст: от Бабеля до Сталина

Начать стоит с писателя Исаака Бабеля, который дал банкирам предельно ясную характеристику.

Эти люди хотели продать первое в мире рабочее государство фашизму, военщине, банкирам, самым отвратительным и несправедливым проявлениям материальной силы на земле!

Бабель называет их самыми отвратительными и несправедливыми существами, что для атеистического мировоззрения того времени было эквивалентом обозначения дьявольских сил. Это задаёт тон.

Ещё более жёстко высказывался Иосиф Сталин. В своей речи к рабочим и солдатам Петрограда в июне 1917 года он заявил:

Товарищи! Тяжелые испытания переживает Россия. Война, уносящая неисчислимые жертвы, всё еще продолжается. Её намеренно затягивают наживающиеся разбойники, кровопийцы-банкиры!

«Кровопийцы» — вот какое определение дал будущий лидер. И возникает вопрос: изменилось ли что-то за прошедшее столетие? Отличаются ли современные финансовые гиганты вроде Сбера, Альфа-Банка или Газпромбанка от своих дореволюционных предшественников? Практика показывает, что суть осталась прежней, о чём красноречиво свидетельствуют и слова Генри Форда.

Личный опыт: как Сбербанк пытался меня «развести»

Моё скептическое отношение подкреплено не только историей, но и личным столкновением с системой. Несколько лет назад я отправился в отделение Сбербанка за бесплатной картой для оплаты коммунальных услуг — так называемой неэмбоссированной картой «Моментум», которая выпускается мгновенно и не требует годового обслуживания.

Вместо простой услуги я столкнулся с многоуровневой системой обмана, направленной на выполнение планов продаж:

  1. Сначала оператор заявила, что таких карт не существует, и предложила платную карту за 3000 рублей.
  2. Затем последовало условие: карта будет бесплатной, только если я стану переводить на неё зарплату.
  3. Следующим «решением» был перевод пенсионных накоплений или покупка паевого фонда Сбера.
  4. Лишь после угрозы написать официальную жалобу мне выдали заявление, но с новым условием: внести 1500 рублей за «финансовую защиту» — ненужную страховку.
  5. Далее последовал обман с необходимостью сразу положить деньги на карту для её «активации» (на деле — для зачёта в план по обороту).
  6. В довершение ко всему, без моего ведома были подключены автоплатежи на пополнение телефона МТС с комиссией банка.

Вся эта история произошла в «государевом» Сбербанке, который, по словам Сталина в 1927 году, должен был быть очищен от влияния «денежных мешков»:

Должен заявить, что контроль денежных мешков над правительством у нас немыслим и совершенно исключён, хотя бы потому, что банки у нас давно уже национализированы, а денежные мешки вышиблены из СССР вон.

Очевидно, что современный Сбербанк далёк от этого идеала. Вина лежит не на рядовых сотрудниках, вынужденных выполнять абсурдные планы, а на самой системе, построенной на выкачивании денег из клиентов.

Взгляд промышленника: Генри Форд о банкирах

Интересно, что схожей критике подвергал банкиров и капитан американской индустрии Генри Форд. Он принципиально избегал банковских кредитов, а после того, как банкиры отказали ему в ссуде во время Великой депрессии, дал им уничижительную оценку:

Удачливый банкир, в среднем, менее умен и дальнозорок, чем удачливый предприниматель, и все-таки банкир практически господствует в обществе над предпринимателем посредством господства над кредитом. Банкир, в силу своей подготовки, и, прежде всего, по своему положению совершенно не способен играть руководящую роль в промышленности. Поэтому не является ли тот факт, что владыки кредита достигли за последнее время огромной власти, симптомом, что в нашей финансовой системе что-то гнило.

Форд указал на системный порок: финансовая власть сосредоточена в руках тех, кто не создаёт реальных ценностей. Его слова оказались пророческими — вскоре после этого начался крах многих банков на Уолл-стрит.

Современные реалии: от «семибанкирщины» до наших дней

Сегодня, оценивая тот или иной банк, стоит помнить его историю. Например, Альфа-Банк — наследник эпохи «семибанкирщины», связанный с именами Петра Авена и Михаила Фридмана. В памяти ещё свежи истории, как этот банк в кризис вводил комиссию за досрочное снятие вклада в размере 10% от суммы — настоящую десятину со своих же клиентов.

Поэтому на вопрос, как относиться к современным банкам — государственным или частным, — ответ остаётся неизменным уже более ста лет. Его можно найти в газете «Рабочий» от 31 августа 1917 года в статье за подписью товарища Сталина:

Пора сказать решительно и бесповоротно, с врагами нужно не соглашаться, а биться! Против помещиков и капиталистов, против генералов и банкиров, за интересы народов России, за мир, за свободу, за землю, - таков наш лозунг!

Суть не в призывах к революции, а в необходимости постоянной бдительности. Банковская система, как и столетие назад, часто служит не интересам людей, а обогащению узкой группы «денежных мешков». И пока это так, критика Сталина, Форда и личный опыт каждого обманутого клиента остаются актуальными.

Больше интересных статей здесь: Банки.

Источник статьи: Сталин и Форд о жадных банкирах.