Екатерина КАЗАК, Директор по рискам IDF Eurasia, приняла участие в традиционной для SUMMIT MFO секции блиц-интервью с лучшими практиками отрасли по ключевым направлениям микрофинансового бизнеса, отвечала на вопросы модератора и зала и говорила о том, что ситуация на рынке открывает не только новые возможности, но порождает новые риски, которых при правильной и своевременной оценке и постановке на контроль возможно не только избежать, но и укрепить положение компании на рынке.
Как переживает рынок кредитования второй квартал 2021 года? Как меняется ситуация с уровнем одобрения? Есть ли какие-то изменения в качестве клиентов и просрочке? Как обстоят дела в других странах?
Если вспомнить весну 2020 года и знать, что традиционный SUMMIT MFO – глобальное ежегодное мероприятие микрофинансового сектора, то все представители МФИ могут отметить, что для этого сектора ситуация на рынке практически не изменилась и сильно хуже не стало. МФО, следующие в списке после банков. И если последние более активно закручивали уровень одобрения и статистика показывает существенный уровень обращений за кредитными каникулами и пролонгациями, то МФО показали неплохие результаты с низкой просрочкой. Текущий 2021 год таких результатов не покажет. Финансовая отрасль достаточно хорошо себя чувствует. Если сравнивать рынки Европы и России, то отечественные клиенты более стабильны и ответственны.
Так, у IDF Eurasia KPI и планы первого квартала успешно выполнены и есть достаточно амбициозные планы по росту на второй квартал. Компания вела активную работу с ноября 2020 года по повышению уровня одобрения по новым клиентам и искали максимально разумный баланс. Сейчас та часть клиентов, которая стала заходить в портфель, «коллектится» чуть хуже, и это несколько не те клиенты, к которым привыкла компания. Это ожидаемая и контролируемая просрочка, которой было позволено войти в портфель. Есть блоки клиентов, которые уходят в более длительную просрочку (с 3 на 90-й день), и компания будет корректировать свои планы на квартал с учетом сохранения высокого уровня одобрения и удержания просроченной задолженности на определённом уровне.
Ландшафт данных и ключевых источников в последние пару лет: какие новые эффективные источники можно выделить?
Если говорить о последних двух годах, то большинство источников всем известны. Это БКИ, Закон о микрофинансовой деятельности. Из интересных источников, которые удалось проанализировать и можно назвать, это, конечно, данные телефонов. Через мобильные приложения телефонов идет достаточно большой объем траффика. Здесь важно отметить, что конъюнктура поменялась вообще. Если раньше было много клиентов, которые заполняют данные с планшета или персонального ПК, то сейчас порядка 80% клиентов приходят через мобильные приложения. Поэтому в качестве рекомендации стоит напомнить всем, что при верстке сайтов стоит учитывать мобильные версии, так как в большинстве случаев клиент пользуется поиском именно через телефон. Примечательно, что и получение кредитной истории сейчас запрашивается через телефон. Итак, любое установленное на телефон приложение позволяет запросить, получить и передать любые данные о клиенте (включая фото, переписку в WhatsApp, геолокацию и пр.).
Также стоит поговорить о клиентах, у которых отсутствует кредитная история в БКИ.
Обратите внимание: Какие возможности для взыскания дебиторской задолженности дает Федеральный Закон №488.
У IDF Eurasia хорошее покрытие, так как компания работает со всеми четырьмя БКИ страны. Примерно 15% клиентов компании не имеют кредитной истории. Запросы есть, а кредитов нет. Интересно, что кредитная аудитория помолодела, и чаще всего за первым свои кредитом клиент обращается в МФО.IDF Eurasia начала работать с сервисами НСПК, которые делают некий агрегированный скор, который помогает «понять» клиента, не имеющего кредитную историю, историю его покупок и пр. Да, НСПК не предоставляет сырых данных, но позволяет предиктить вероятность дефолта уже на основании данных о затратах.
Нельзя не сказать еще об одном новом источнике данных, который называется мобайл-скоринг. Изначально это был СМС-сервис, который используется многими банками для доставки сообщений клиенту о зачислении/списании средств.
Если сравнивать источники данных отечественно рынка МФО с источниками других стран (Испания, Мексика и пр.), то разносторонних и интересных для анализа источников данных в разы больше.
Изменились ли в компании приоритеты о защите клиентских данных?
Российское законодательство весьма развито в вопросах и хранения и защиты данных. Да, от утечек данных никто полностью не застрахован, и именно с этим стоит активно бороться. Сейчас на рынке есть сервисы, которые умеют не открывать всю персональную информацию, но при этом трансформировать данные о клиенте так, что это не затрагивает личные интересы клиента, но при этом разумная оценка и обработка информации может оказать положительное влияние на принимаемое решение о выдаче займа/кредита, улучшить качество заемщика и улучшить уровень обслуживания.
Какие инструменты помогают снижать до минимума уровень фрода в онлайне?
Если опираться на опыт IDF Eurasia, то в компании работает информационная безопасность. В рамках организации это не только экономическая безопасность, но информационная, которая отвечает за разные блоки процессов, в том числе и за персональные данные клиентов. Процесс организован в строгом соответствии законодательством и это строго контролируется.
Сейчас повсеместно на передний план выходит проблема фишинга компаний, когда присылается какое-то условное письмо со ссылкой на опрос, и при переходе по ссылке происходит заражение. Злоумышленник получает доступ к почте жертвы и далее доступ ко всем контактам сотрудников, включая безопасность, с целью кражи данных. Такая ситуация повсеместна и с ней нужно бороться, проводя тренинги безопасности внутри компании.
Средний чек. Растить его или не растить, или стоит повременить со средним чеком для нового клиента? Будет ли расти средний чек на рынке?
Даже в плане, который ежегодно защищается перед акционерами, средний чек растет. Стоит ли его придерживать сейчас, чтобы дальше не растить или всё-таки двигаться к увеличению среднего чека побольше по повторным клиентам, то здесь, пожалуй, будет решение о сдерживании среднего чека для новых клиентов, но в росте для повторников, так как все-таки рост нужен.
Ваше мнение об ухудшении платежеспособности клиентов?
Нельзя говорить о том, что клиенты стали хуже. Пожалуй, они не изменились. Здесь нужно разговаривать с маркетингом, который точно знает позицию компании по EPC среди СРА-партнеров. Как только компания выходит на лидирующие позиции, качество траффика улучшается в разы. Если происходит снижение позиции, то качество трафика также идет вниз.
Сейчас складывается ощущение, что заемщики даже лучше, чем в 2018 году, так как банки несколько снизили перекредитованные и произошёл мягкий переток клиентов в сектор МФО. Подобная история была и в 2013 году. Этот поток клиентов отпускать нельзя, нужно пользоваться рыночной ситуацией.
Больше интересных статей здесь: Банки.
Источник статьи: Онлайн-кредитование: Риски и возможности.