Реформа банкротства: новые процедуры и старые проблемы
Правительство Российской Федерации во главе с Михаилом Мишустиным выступило с инициативой масштабной реформы института банкротства юридических лиц. Однако предлагаемые изменения вызывают серьезные вопросы у экспертов и практикующих специалистов.
Сокращение процедур: замена трех на две
Ключевое предложение правительства — упрощение процесса. Существующие процедуры наблюдения, финансового оздоровления и внешнего управления признаны неэффективными. Вместо них планируется оставить всего две стадии: реабилитационную (направленную на восстановление платежеспособности) и ликвидационную. Основанием для такого решения стала неутешительная статистика: по данным выступления премьер-министра, в рамках дел о несостоятельности удовлетворяется лишь около 5% требований кредиторов, а работники предприятий-банкротов за последнее время потеряли примерно 1,5 миллиарда рублей.
Критика со стороны практика: проблема не в законах, а в их исполнении
Опытные участники рынка, такие как профессиональные управляющие на торгах имуществом банкротов, видят корень проблемы не в несовершенстве законодательства, а в его систематическом несоблюдении. Основная претензия заключается в том, что если бы существующие нормы исполнялись добросовестно, процент удовлетворения требований кредиторов вырос бы в разы.
Главная обязанность конкурсного управляющего — сохранение имущества должника для последующего расчета с кредиторами. На практике же зачастую имущество расхищается или приходит в негодность из-за отсутствия охраны, а управляющие ссылаются на отсутствие финансирования со стороны собрания кредиторов. Это ставит под сомнение необходимость радикальной реформы вместо наведения порядка в применении текущих правил.
Новые инструменты: реструктуризация и цифровизация
В качестве основной реабилитационной меры вместо внешнего управления предлагается процедура реструктуризации. Однако остаются открытыми вопросы о ее практической реализации и источниках финансирования для «оздоровления» компаний, а также о том, какой суд будет нести ответственность за утверждение таких планов.
Еще одно нововведение — создание отдельного сайта электронной коммерции для повышения прозрачности торгов в рамках банкротства. Это вызывает недоумение, так как уже существует Единый федеральный реестр сведений о банкротстве (ЕФРСБ). Неясно, чем он не устраивает власти и на какие цели планируется потратить дополнительные бюджетные средства на разработку дублирующей системы. У экспертов возникают опасения, что это может быть формой имитации бурной деятельности и неэффективного расходования государственных ресурсов.
Обратите внимание: Внесудебное банкротство физических лиц — альтернативная процедура для граждан.
Понравилась статья? Ставьте лайк 👍 и делитесь мнением в комментариях ✍.
#правительство_рф #законопроект #право #банкротство #реформа
Больше интересных статей на тему финансов и права: Банки.
Источник статьи: Мишустин и банкротство.