Вероника мечтала заниматься пауэрлифтингом, но перелом позвоночника отрезал путь в спорт навсегда. Тогда она решила взять кредит на кофейню, но пришла пандемия. Для выживания в таких условиях срочно нужно было что-то такое, чего нет ни у кого. Так в итоге и родились домашние пончики с соленой карамелью и копченым мясом. И похоже, это было попадание в яблочко.
«Начала думать, что делать дальше: штангу уже нельзя, а ничего другого я не умею»
Вероника Морозова в общепите девять лет. За это время она прошла стандартный путь от официантки до заместителя директора, изучив всю внутреннюю кухню вдоль и поперек. Правда, связывать свою жизнь с этой сферой надолго девушка не хотела. Ее самой большой страстью всегда были не пончики, а спорт.
— Я долго занималась боксом и пауэрлифтингом и видела себя только в спорте. Но в прошлом году на тренировке сломала позвоночник: взяла слишком большой вес штанги и при этом неправильно распределила нагрузку. Позвонки вылетели, потом была скорая, месяц провела исключительно лежа. Я начала думать, что делать дальше: штангу теперь нельзя, как и проводить по 12—14 часов на ногах в кафе, а ничего другого я не умею, — рассказывает девушка.
В итоге девушка решила готовить. Желание открыть свое заведение было велико, а вот денег не хватало. На помощь пришли друзья и банк, выдавший кредит (правда, с драконовскими условиями — 29% на три года). Девушка говорит, сумма кредита была «очень немаленькая», но он брался с большим запасом, чтобы не только платить аренду за точку, но и пережить первое время без работы в арендной квартире.
— Я проштудировала все статьи и посмотрела все ролики о том, как люди открывали кофейни и бары. Специфику я понимала, но вот с расчетами было туговато. Решила начать с простого — с кофейни. Искала уже готовую точку и в итоге купила 20 «квадратов» всего за 10 тыс. рублей. Место было с хорошей проходимостью, много молодежи. Я нашла работницу и со спокойной душой поехала в отпуск, чтобы вернуться и с новыми силами развивать бизнес.
Из отпуска Вероника вернулась в марте 2020-го уже в другую страну — с масками, антисептиками, изоляцией и социальным дистанцированием.
— Заведения начали закрываться, люди засели по домам. Я поняла, что не потяну даже аренду (€780), и быстро «свернула лавочку». Все лето искала новое помещение, но все варианты не подходили, притом что цены по Минску очень большие — в среднем от $20 до $30 за квадратный метр.
Кредитные деньги из-за пандемии начали иссякать очень быстро, работа встала на паузу, а налоги нужно платить, даже если ты в «минусе».
— Прибыли не было даже на горизонте, и каждый день, приходя на работу, я понимала, что нахожусь в яме. Думала, это знак: бизнес — это просто не мое. Но решила попробовать последний раз.
«Чтобы выйти в ноль, нужно получать более 100 рублей в день»
К октябрю нашлось помещение у «Песочницы» — очень маленькое, без отопления и с неудобным входом через веломагазин, но это было самое доступное предложение из всех. Осталось понять, что бы такого уникального приготовить, чтобы точно выстрелило. Месяц тянулся мучительно долго, в голову не приходило ровным счетом ничего.
— Я искала что-то быстрое, дешевое и при этом домашнее и вкусное. Душа лежала к выпечке, но кондитер из меня никакой. Подумала про блины, но для этого уже есть «Мама дома», для круассанов есть «Тьерри» и Paul… Так я перебирала идеи, пока не добралась до пончиков. И как раз в этот момент по телевизору начались мои любимые «Симпсоны».
Обратите внимание: Кредитные каникулы или реструктуризация? Что лучше?.
В голове все сложилось: Гомер же любит мясо и пончики. В общем, так я и стала владелицей первой мясной пончечной.Если вам кажется странным сладкий пончик с соленой карамелью и копченым мясом из заведения American BBQ, то вы просто это не пробовали. Это не просто калорийная бомба, но вкусная калорийная бомба. Впрочем, для консерваторов есть и обычные сладкие кругляши, с посыпкой и глазурью.
— Я категорически запретила себе пончики, но, когда нюхаешь их каждый день, очень тяжело не сорваться, — признается девушка. — Зато со времени открытия кафе я даже похудела.
С ремонтом, рисунками на стенах и перевозкой помогали друзья. Понадобилась разве что помощь сантехников, чтобы провести в помещение воду.
— Бюджета у меня уже практически не было, поэтому помощь друзей очень пригодилась: мне поднимать ничего тяжелого уже нельзя. Я создавала не заведение, а уникальный продукт, который будет устраивать людей по цене и качеству. Решила, что, если людям понравится, создам и хорошие условия: сниму помещение с нормальным входом, отоплением, классной мебелью. И сделаю все в стиле «Симпсонов». Но пока финансов нет, поэтому для тех, кому некомфортно здесь, я завела доставку Delivio. Теперь вам смогут доставить домой даже один пончик.
Пришлось посидеть и посчитать себестоимость кофе и пончиков и минимальную наценку, которая поможет заведению выжить и не отпугнуть покупателей. Наценка на кофе — всего 50%, а вот на пончики — 600%, но их итоговая цена все равно низкая — от 70 копеек до 2 рублей. Готовятся они при посетителе, а не заранее — так вкуснее.
— Да, кофе, вода и молоко стоят немного, но вам же не наливают напиток в ладошку. Сюда включаются стаканчики, крышки, мешалки, сахар… — объясняет Вероника. — Сейчас точно можно сказать, что идея сделать упор на что-то эксклюзивное и при этом недорогое сработала: людям понравились пончики! С учетом демократичных цен я не рассчитывала на такую прибыль, какая есть сейчас. Ведь чтобы просто выйти в ноль, нужно получать более 100 рублей в день.
«Каждый раз, когда покупатель рассчитывается картой, предприниматель грустит»
Сначала поток людей был небольшим, но посетители обязательно возвращались и приводили друзей. Вероника подсчитала, что в 70% случаев срабатывало именно сарафанное радио.
— А потом ко мне заехал Koko.by, и начался такой ажиотаж, что время ожидания пончика дошло до полутора часов. Творилось что-то невероятное: тесто у меня заканчивалось раньше, чем истекал рабочий день! За это время я не только обожгла кипящим маслом все руки и лишилась части зуба из-за «встречи» с барной стойкой, но еще и потеряла не меньше трети клиентов, которые не захотели столько ждать свой фастфуд. Я их понимаю, но надеюсь, что хотя бы часть из них вернется после того, как все устаканится.
Найти двух помощников на полную ставку оказалось непросто, поэтому несколько помощников приходят тогда, когда смогут.
— Я была удивлена, что никто не отзывается на вполне достойную оплату — 70 рублей в день (при работе с 12 до 19 часов). Все кричат, что работы нет, а сварить кофе и кинуть готовое тесто во фритюр не могут. Даже студенты для помощи на выходных не нашлись, — разводит руками владелица пончечной.
Также предпринимательница на своем опыте поняла, почему в кафе и мелких магазинах так неохотно рассчитывают картой.
— Для меня стало открытием, как много берут банки. Поступили деньги на счет — заплати за это 2—2,5%, понадобилось снять наличные или оплатить товары поставщику — заплати еще раз. В общем, теперь я поняла, почему предприниматели так не любят безнал. Каждый раз, когда покупатель решает рассчитаться картой, предприниматель грустит. Но даже если вопреки всему ты заработал хорошую кассу, то жди еще до трех дней, пока деньги дойдут на твой счет.
Люди пришли — уже хорошо, но другие проблемы никто не отменял. Например, бюрократическую возню.
— Открывать бизнес в одиночку очень тяжело. Если у тебя есть бизнес-партнер, то ты можешь бросить кафе и на сутки, чтобы простоять в очередях в налоговую, санстанцию и другие госструктуры, а потом еще трижды вернуться, чтобы довезти другие документы и поставить недостающие печати. Сейчас я бы уже не была такой самонадеянной и не бралась вести документы. Это физически невозможно, поэтому подыскиваю еще и бухгалтера.
Также в ближайших планах — расширить ассортимент, сделать хороший ремонт и обзавестись заметной вывеской с новым названием. Пока оно досталось в наследство от предыдущей кофейни — Hot Trick Coffee.
— Как только появится время, я хочу назвать пончечную «Мо» — по имени главного бармена в «Симпсонах» и еще потому, что это первые буквы моей фамилии.
Больше интересных статей здесь: Банки.
Источник статьи: Пауэрлифтер сломала позвоночник, но не отчаялась: взяла кредит и запустила первую мясную пончечную в Минске.