Кредит под залог недвижимости – один из набирающих популярность банковских продуктов. И самая важная его часть – оформление залога. Попробуем разобраться, что к чему.
Что такое передача недвижимости в залог? Это означает, что недвижимость становится обеспечением для кредита, выданного банком. Благодаря наличию обеспечения, банк страхуется от риска неисполнения заемщиком своих обязательств, а риски заемщика и кредитной организации взаимно выравниваются. За счет этого залоговые кредиты выдаются под один из самых низких на финансовом рынке процентов. Если же ситуация сложилась так, что заемщик не смог выплатить кредит, банк инициирует изъятие недвижимости через суд. Имущество продается на рынке недвижимости, банк забирает причитающуюся ему сумму, а остальное возвращается уже бывшему заемщику.
С юридической точки зрения залог является специальным типом обременений, которые накладываются на недвижимость. Кредитная организация на время действия договора о кредитовании становится чем-то вроде «виртуального совладельца» недвижимости. Без согласования с ней недвижимость нельзя продать, подарить или обменять. Но владелец совершенно спокойно может пользоваться недвижимостью по своему усмотрению – жить в ней, принимать гостей, сделать ремонт или даже сдать в аренду.
И, наконец, с технической стороны, залог – это запись в базе данных Росреестра. Она вносится в базу и свидетельствует о том, что на объект наложено обременение, со всеми вытекающими последствиями.
Как происходит передача недвижимости в залог банку?
Все начинается с выбора, который делает заемщик: какой именно объект будет передан в залог. И в каком банке планируется взять залоговый кредит.
Затем наступает этап сбора документов. Поскольку ключевое требование к залоговой недвижимости – ликвидность, необходимы документы, которые могут ее подтвердить. Типичный набор документов, который нужен для недвижимости, например для квартиры, при получении залогового кредита выглядит так:
- Оригинал свидетельства о праве собственности или выписка из ЕГРН (в которой будет в т.ч.
Обратите внимание: Как очистить банку от варенья и еще 4 лайфхака..
указано, не наложены ли на недвижимость обременения) - Оригинал документа, который является основанием для вступления в собственность (договор дарения, купли-продажи, вступление в наследство и др.);
- Выписка из домовой книги;
- Технический паспорт недвижимости (эти документы следует запросить в местном БТИ);
- Справка об отсутствии задолженности по оплате коммунальных услуг (ее выдают в ЖЭУ или управляющей компании, но можно заказать и через «Госуслуги»);
- Документ об оценке недвижимости и «оценочный альбом».
Когда все документы собраны можно подавать заявку в банк. Обычно заявка рассматривается в течение 24 часов. Если принято положительное решение, менеджер связывается с заемщиком и, если предложенные условия кредитования подходят, начинается оформление.
На этапе оформления потребуются все упомянутые выше документы, которые банк будет дополнительно изучать при составлении договора. Кроме того, если ее уже не провел клиент, проводится оценка недвижимости. Чаще всего оценку проводит специалист фирмы-оценщика, которого нанимает банк.
Обязательный этап оформления залогового кредита – страховка. Если все документы собраны и к недвижимости нет претензий, это проходит быстро.
Предпоследний этап – подписание договора с банком.
И, наконец, когда договор подписан, наступает этап, на котором происходит регистрация залогового обременения. Банк может подать информацию в Росреестр самостоятельно, но регистрация обременения может быть возложена и на заемщика. Этот процесс может занять от 5 до 10 дней с момента поступления запроса на наложение обременения. После того, как в базе данных Росреестра появилась соответствующая запись, обременение является наложенным, и квартира считается отданной в залог. После регистрации обременения банк передает клиенту деньги.
Дальше начинается этап обслуживания кредита. Все это время недвижимость находится в залоге у банка.
Когда заемщик полностью выполнил свои обязательства перед банком, проводится процедура снятия залогового обременения. Она может быть инициирована банком или заемщиком. По итогам заемщик получает уведомление о снятии обременения (на всякий случай после этого лучше еще взять выписку из Росреестра – если в графе «обременения» чисто, значит все прошло без сбоев и обременение действительно снято). После этого пребывание недвижимости в залоге официально прекращается и заемщик снова вправе полностью распоряжаться правом собственности на свою недвижимость.
Если вы ищете подходящие условия для залогового кредита, то по ссылке можно оформить кредит до 20 млн рублей на выгодных условиях по ставке от 8,8% годовых на 20 лет. От вас — два документа, от нас — решение по паспорту за день.
Больше интересных статей здесь: Банки.
Источник статьи: Этапы передачи недвижимости в залог банку.