Джорджо ПАРОЛА, Председатель Совета директоров Mikro Kapital
- Джорджо, добрый день! Сегодня Вы принимаете участие в Евразийском Микрофинансовом Конгрессе 2020 и отвечаете на вопросы блиц-интервью для лидеров МФО в ключевых сегментах. Коллеги Mikro Kapital по цеху в основном занимаются кредитованием физических лиц и деятельность Вашей компании представляет интерес для участников Конгресса. Что происходит в сегменте продаж для МСБ?
- Mikro Kapital занимается больше кредитованием микро-бизнеса, и 99% наших клиентов именно представители микро-бизнеса, но также мы работаем и с МСБ. Текущий год для нас весьма непростой, особенно тяжелым для нас был второй квартал. Наши клиенты несколько отличаются от клиентов других МФО, занимающихся потребительским кредитованием (Installment). Коллеги по цеху говорят о том, что позиция среднестатистического заемщика в случае возникновения проблемы иметь денежную подушку, а «с долгами мы разберемся как-нибудь потом».
Эксперты нашей команды отметили, и эта тенденция прослеживается до сих пор, что в момент любой сложной ситуации, а именно во время кризиса и до кризиса, микро-предприниматели и индивидуальные предприниматели стараются не брать займ, а предпочитают подождать, оценить происходящее, и только после этого принимают решение о займе. Также распространена ситуация, когда решение о выдаче займа, запрошенного клиентом, положительное, но клиент отказывается от денежных средств. И такие отказы стали практически обыденными в момент общей нестабильности и большого количества закрытий микробизнеса. Именно такое поведение клиентов Mikro Kapital стало самой большой проблемой второго квартала.
В третьем квартале ситуация изменилась, появился спрос на наши услуги и объемы выдач практически восстановились. Эта тенденция прослеживалась до середины сентября. С началом второй волны пандемии спрос стал опять переменчивым и нестабильным.
Моя позиция весьма оптимистична, так как я вижу ситуацию, которая сложилась в мире, максимального закрытия на карантин пока не происходит. Локдауна практически нет, так как экономические последствия (не только для микробизнеса, но и для экономики любой страны) от вынужденного карантина не менее серьезные, чем последствия от самого вируса. С проблемой пандемии нужно продолжать жить. Какие-то ограничения, но не глобальные, однозначно введены будут, поэтому конец текущего года и начало следующего будут примерно статистически сравнимы с предыдущими аналогичными периодами. Сохраняют свою активность сегменты повышенного спроса, например, перевозки.
- А можно уточнить стоимость фондирования и источники привлечения инвестиций?
У нас есть иностранные инвесторы, и Mikro Kapital, пожалуй, единственная в России компания, которая имеет кредитные отношения с Европейским банком реконструкции и развития и с другими крупными зарубежными инвесторами. Также у нас привлечения и от физических лиц, и от инвестиционных площадок типа Mintos. Средняя стоимость привлечения на сегодняшний день находится на уровне 14.
- Если говорить о рынке кредитования малого и микробизнеса МФО, вообще каков размер этого рынка?
- Удивительно, но по этому сегменту статистики нет. Дискуссии в клубах, занимающихся сектором МСБ, до сих пор не утихают, а результаты проведенных исследований и оценок весьма разнятся и не могут быть взяты за основу.
Иногда МСБ — это бизнес как таковой, но чаще всего – это физическое лицо (предприниматель), который является и физическим лицом, и бизнесом одновременно, и имеет обтекаемое название «самозанятый». Примечательно, что рост самозанятых впечатляет. В августе 2019 года самозанятых насчитывалось порядка 200 тыс., а на конец сентября 2020 – эта цифра составила более 1 млн человек. Можно сделать вывод, что самозанятых гораздо больше, и они и ранее занимались бизнесом, но сейчас они решили делать это легально и платя налоги.
- Джорджо, а можно узнать статистику Mikro Kapital по среднему чеку выдаваемого кредита, размеру портфеля, рентабельности и размеру NPL?
- Средний чек на сегодняшний день составляет порядка 450-500 тыс. руб. и идет на увеличение. Наши таргеты в следующем году стремятся к цифре 800 тыс. - 1 млн руб. Количественный портфель компании 1,6 млрд руб., а средняя ставка портфеля на уровне 33-34% годовых.
Понятно, что второй квартал текущего года показал худшие качественные показатели, в том числе и потому, что все было закрыто, фактически наша деятельность также была приостановлена и клиенты физически вынужденно нарушали платежную дисциплину. Третий квартал показал хорошие результаты и качества портфеля вернулось на прежний уровень. В последнее время портфельный риск по просрочке больше 30 дней находится на уровне 6-7%.
- А какие меры предпринимались в части кредитных каникул и реструктуризации кредита?
В качестве примера я приведу один показатель нашей компании. На протяжении нескольких лет мы, по-моему, получили только одну жалобу от клиента, но ни разу ни с кем не поругались и ни разу не было ситуации, где бы мы не могли найти разумный для сторон компромисс. Понятно, что мы не можем сделать массовую реструктуризацию кредита всем, так как были случаи, когда недобросовестные предприниматели пытались воспользоваться этим инструментом необоснованно. Но большинство обращений о кредитных каникулах, которые получила наша компания, мы обработали и приняли положительное решение. И уже в сентябре практически все заемщики выровняли свой график платежей, и лишь небольшая доля ушла в просрочку.
- А какими Вы видите прогнозы по нише микро- и малого бизнеса? Каким, по Вашему мнению, будут дальнейшее развитие и трансформация ниши?
- 95% наших клиентов не только работали в офлайн, но и кредиты брали офлайн. Они любили приходит к нам в офис, выпить чаю и решить свои финансовые вопросы. Это классическая, можно сказать старая, школа ведения бизнеса. Сейчас в ситуацию с коронавирусом наши клиенты стали все больше и больше диджитализироваться, использовать какие-то онлайн-каналы привлечения денежных средств.
Mikro Kapital под влиянием пандемии стал трансформировать свой бизнес, и работать над развитием онлайн каналов обслуживания клиентов. Это нормальный процесс. Онлайн-кредитование дает возможность отсечь недобросовестных клиентов и представителей теневого бизнеса.
- А кто он, целевой сегмент Mikro Kapital? Это сотрудник или владелец небольшого предприятия?
Наши клиенты – это самозанятые, индивидуальные предприниматели или микропредприятия, численность сотрудников которых до 7 человек. На сегодняшний день в России зарегистрировано 1 млн самозанятых, более 3,5 млн микропредприятий, и представители ИП, количество которых несмотря на кризис в этом году выросло на 3,5%. Как видите, это достаточно обширное поле деятельности.
- А где вы находите своих клиентов? Лучшие источники привлечения?
- Все каналы привлечения я скорее всего не смогу перечислить, но у нас обширная офисная сеть. И есть большая разница в привлечении, если офис находится в маленьком региональном городке или в Москве. Разница колоссальна. В большинстве крупных городов или крупных региональных центров в основном клиенты приходят онлайн (это могут быть и повторные клиенты, и первичные, пришедшие по принципу сарафанного радио). Маленькие городки – это офлайн клиенты. Однозначно одного и успешного сайта привлечения не существует, все зависит от потоков и местонахождения офиса.
- Какое соотношение онлайн и офлайн каналов привлечения и какова цена привлечения клиента с рынка?
- До кризиса у нас было только офлайн привлечение клиентов. Кризис подтолкнул нас к развитию онлайн каналов-обслуживания. Если говорить о соотношении каналов привлечения, то доля онлайн-каналов привлечения у нас пока на уровне 5-7%, и мы смело смотрим в будущее.