О вечность, как же ты долга, где твои истоки, где твои берега? Цветы добра И зла.
Философские истоки концепции стратагем берут начало в знаменитом трактате «Искусство войны», созданном древнекитайским стратегом Сунь-цзы около 500 года до нашей эры. В его парадигме война рассматривалась как явление, выходящее за рамки обыденной морали, вне традиционных категорий добра и зла.
Зачем изучать то, что вне морали?
Возникает закономерный вопрос: зачем современному человеку нужно знание, основанное на принципах, лежащих вне морали? Ответ заключается в том, что без понимания законов и механизмов нападения невозможно в полной мере овладеть искусством защиты. Интересно, что трактат Сунь-цзы содержит не только стратегии ведения войны, но и фундаментальные принципы обороны.
Следовательно, для создания эффективной защиты нам необходимо погрузиться в изучение таких явлений, как ложь, обман, хитрость и провокация. Это погружение необходимо не для того, чтобы применять их, а для того, чтобы понять их сущность и найти действенное противоядие.
Более того, элементы этих явлений окружают нас в повседневной жизни. Например, провокация существует даже в правовом поле в форме оперативного эксперимента. Ложь и хитрость стали неотъемлемой частью социальных взаимодействий. Изучая эти явления, мы, по сути, познаем самих себя и природу человеческих отношений.
«Я, в себя заглянув, убедился во лжи, ад и рай половины души». Омар Хайям.
«Разума без хитрости не бывает». Станислав Лем. Футурологический конгресс.
«Кто не поддается обману, тот не знает, что такое счастье». А.Эйнштейн.
Стремление к счастью и поиск его смысла — центральные темы человеческого существования. Однако в погоне за целями границы морали часто размываются или вовсе стираются. Само понятие морали искажается ложными интерпретациями добра — будь то личное благополучие или общественное благо. Вечным напоминанием об этом служит горькая ирония фразы: «Хотели как лучше, а получилось как всегда».
Суть искусства войны и стратагем
Искусство войны, в его глубинном понимании, — это умение синтезировать общие знания с уникальностью конкретной ситуации. Любая система, будь то армия или стратегия, состоит из отдельных элементов и связей между ними. Основой «Искусства войны» является слияние тактики (краткосрочных действий) и стратегии (долгосрочного планирования) в единое искусство стратагем — продуманных многоходовых планов.
Началом любой стратагемы является вопрос или вызов, предлагающий оппоненту выбрать линию поведения. Ответные действия становятся тактикой — выбором конкретной позиции и методов противодействия. Стратегия же заключается в способности видеть ближние и дальние последствия, выстраивая долгосрочные конструкции.
От теории к практике: история у издательства
Чтобы перейти от сложных теорий к простоте жизни, рассмотрим конкретный случай. Возле издательства «Т» мужчина с ножом напал на женщину, потребовав раздеться. Его действие было тем самым вызовом, вопросом, на который требовался ответ.
Ответный ход женщины стал блестящим примером тактики. Она нашла общий, объединяющий смысл, сказав: «Я давно искала такого мужчину! Пойдем, у меня есть все: постель, коньяк и любовь». Этот ход полностью обезоружил агрессора, превратив его из нападающего в покорного последователя. Он послушно пошел за ней к входу в издательство, где, к сожалению, нервы женщины не выдержали. Она начала кричать и бить его своими туфлями. Мужчину задержали, он признал вину, и его поместили в камеру.
Теперь его положение стало новым вызовом. К утру он нашел ответный ход: написал заявление, что его избил и вынудил оговорить себя следователь, указав на отсутствие синяков при задержании и их появление после допроса. Проверка прокуратуры временно подтвердила его слова, и следователь был арестован, хотя позже освобожден благодаря показаниям женщины и судмедэкспертизе, установившей время появления синяков.
Был ли ход мужчины удачным? Очевидно, нет. Существовал и более простой вариант: заявить, что на него напала «психопатка». Но, как говорится, упущенных возможностей не вернуть. В Китае о такой ситуации сказали бы: «Цзян И разбирается в стратагемах, а дама Цай — в выборе удачного момента».
Анализ через призму 36 стратагем
Давайте проанализируем действия женщины, используя теорию 36 классических стратагем. Главный урок: против грубой силы следует применять хитрость и обман.
Ее поведение можно разложить на несколько стратагем:
- №15: «Сманить тигра с горы» — увести насильника (тигра) из уединенного места (кустов, «горы») на людную «равнину».
- №2: «Осадить Вэй, чтобы спасти Чжао» — отвлечь от первоначальной угрозы, создав альтернативную, более привлекательную цель.
- №24: «Добыть легкий доступ в царство, пройдя через царство Го» — достичь цели (безопасности), соблазнив противника иным путем.
- №1: «Обмануть императора, чтобы он переплыл море» — скрыть свои истинные намерения (сопротивление), убедив в обратном (согласии).
- №31: «Стратагема красавицы» — использовать обаяние и соблазн для достижения цели.
- №17: «Бросить кирпич, чтобы получить яшму» — пожертвовать малым (ложным обещанием), чтобы получить главное (свободу и безопасность).
Читатель может возразить: «Как это сложно и надуманно!». Для нас, незнакомых с этой системой, — да. Но это все равно что сказать, что шахматы нежизненны, не зная их правил. Мы не владеем терминологией стратагем, но интуитивно применяем их логику для защиты в критических ситуациях.
До новых встреч, уважаемые читатели.