Как поступать с назойливыми звонками
Если банк позвонил один раз ничего страшного. Но бывают назойливые звонки, вместо того чтобы отправить сообщение, мошенник, представляясь сотрудником банка просто достает своими звонками с разных номеров телефона.
Речь идёт не о каких-то страшных вещах, просто очень часто сотрудники, увольняющиеся из банка, не забывают захватить с собой файл с номерами телефонов клиентов или хотя бы свою рабочую записную книжку.
Но ведь банки не имеют права звонить без разрешения. Колл-центры будут вам звонить только, если были или являетесь клиентом банка и подписывали какой-то документ, где сказано, что вы разрешаете банку звонить вам с предложениями рекламного характера.
И ещё у банка есть сотрудники, которым нужно выполнять план. И они готовы звонить кому угодно, не сильно заботясь об источнике номеров, лишь бы не получить головомойку.
С 1 июля 2020 года банки и микрофинансовые организации, привлекая к взысканию просроченной задолженности стороннюю организацию, будут обязаны не только уведомить должника об уступке права требования или заключении агентского договора с коллекторской фирмой, но и разместить об этом информацию в Едином федеральном реестре сведений о юридически значимых фактах деятельности юридических лиц, которая станет доступной на сайте www.fedresurs.ru.
Чем нововведения помогут должникам?
При обращении к нему коллектора должник сможет быстро проверить, внесены ли сведения о договоре кредитора с коллектором в Единый федеральный реестр. Если он обнаружит, что такие сведения отсутствуют, то сможет обратиться с заявлением в правоохранительные органы о привлечении руководителя юридического лица – кредитора к административной ответственности по части 6 или 7 статьи 14.25 КоАП РФ (санкция – штраф от 5000 до 10000 рублей), а если выяснится, что данное нарушение совершено повторно, то руководителю банка или МФО грозит дисквалификация (запрет занимать определенные должности в течение определенного срока).
Коллектору, в свою очередь, будет грозить административная ответственность по статье 14.57 КоАП РФ.
Также предполагается, что при отсутствии соответствующего договора в Едином федеральном реестре обратившийся в суд с иском к должнику коллектор не будет считаться надлежащим истцом, а заключенный между ним и кредитором договор будет недействительным.
Чаще всего звонят и не дожидаются ответа даже не люди-мошенники, а роботы. Программы-автодозвонщики созданы специально, чтобы обзвонить как можно больше потенциальных жертв за меньшее время.
Не исключено, что такой звонок — это предварительный сбор информации для планомерной целевой атаки, которую мошенники могут предпринять значительно позже. Но как бы убедительно они не вели разговор, их все же можно вычислить.
Дело в том, что банк может самостоятельно приостанавливать активность платежных инструментов своих клиентов, а мошенникам для этого нужна дополнительная информация.
"Возьмем классический случай, когда мошенник звонит под видом сотрудника банка и просит продиктовать те или иные коды для блокировки карты. Банк имеет право совершать действия по блокировке карты, счета, приостановке операции, более того, в случае необходимости обязан сделать это в рамках российского законодательства. Поэтому банк сначала блокирует карточку, а потом связывается с клиентом и задает вопросы. Мошенники работают ровно наоборот: предлагают продиктовать что-то, чтобы приостановить операцию".
Нужно помнить, что вопросы о кодовых словах, одноразовых паролях, значении номера CVV сотрудники банка задавать не должны, указал эксперт.
"В большинстве случаев, когда мошенник понимает, что его разоблачили, он приостанавливает свою деятельность и перестает звонить по этому номеру.
Защищаться от таких телефонных мошенников можно активно используя специальные программы.
Уже появились программы, которые показывают, что звонок идет от спамера или от автодозвонщика. Такие программы есть у некоторых операторов большой тройки и у некоторых производителей антивирусов. Есть смысл заказать такую услугу.
Сбербанк раскрыл новый способ обмана клиентов — теперь мошенники звонят не только от имени банка, но и представителей правоохранительной службы и убеждают перевести средства на некий специальный счет.
«Представитель» убеждает клиента перевести деньги на «специальный счет», который, естественно, принадлежит мошеннику.
Банки неоднократно заявляли, что подавляющее большинство мошеннических операций проводится с использованием методов социальной инженерии.
В этом году активность таких мошенников значительна возросла. С начала 2020 года Сбербанк зафиксировал почти 2,9 миллиона обращений клиентов о попытках обмана, в сравнении с 2019 годом их число увеличилось более чем вдвое.
В Сбербанке в период пандемии выявили много старых способов мошенничества, зафиксированы случаи мошеннических звонков от робота, который представляется помощником банка.
Отмечается, что злоумышленники начали активно использовать для атак электронную почту, пользуясь тем, что многие сотрудники были переведены на удаленку и работали с менее защищенных домашних компьютеров.
Поэтому встречаются случаи, когда злоумышленники звонят и не пытаются получить никакой информации, кроме той, какие карточки каких банков есть у потребителя.
Звонками мошенники пытаются выявить наиболее психологически податливых людей. Так злоумышленники обзванивают большое количество жертв за короткий срок.
Есть только два способа избежать таких нежелательных звонков: перестать перезванивать незнакомым номерам совсем или скачать специальную программу, определяющую звонки спамеров. Они помечают красным нежелательные звонки.
Случаи, когда мошенники звонят с телефонов, которые не помечены системой как спам, случаются редко. К тому же, программы позволяют пользователю самостоятельно присвоить номеру подобную отметку и защитить себя, а также помочь защититься другим.