Правило взаимности — одна из самых распространенных форм межличностного общения

Звонок в дверь. Открываю и вижу, как молодой человек буквально сует мне в руку образец духов и делает комплимент моей внешности. Через некоторое время он добавляет, что духи стоят 3500 рублей, но я получу этот образец бесплатно, если приду на организованную им демо-встречу на следующий день и приведу с собой своих друзей. Я отказываюсь и отдаю ему образец. Он немного расстроен, потому что я просто не позволила ему применить ко мне правило взаимности.

Правило взаимности является одной из наиболее распространенных форм межличностного общения. Это правило основано на простом принципе, что мы должны вернуть долг тому, кто сделал для нас что-то хорошее или сделал нам одолжение.

Это правило сыграло важную роль в социальной эволюции: человек мог дать что-то (например, пищу) другому человеку и быть уверенным, что ничего не потеряет, потому что рано или поздно что-то получит взамен.

Более того, чувство взаимности можно рассматривать как основу возникновения торговли.

Однако...

..у правила взаимности есть и "темная" сторона.

Это означает, что мы чувствуем себя обязанными немедленно возместить полученную услугу.

Обратите внимание: 3 Самых дорогих домов в мире.

Это чувство настолько сильно, что часто находится вне нашего контроля и осознания.

Примеры правила взаимности:

  • бесплатные образцы продукции (косметика, книги, еда - образцы вкуса)
  • бесплатные рекламные материалы (ручки, брелки, кружки, футболки, блокноты)
  • поздравительные открытки для клиентов
  • покупка мелких вещей для другого человека (например, напитки на вечеринке)

Эксперимент

В 1970-х годах Деннис Рейган попытался изучить это явление. Он провел эксперимент, в ходе которого просил испытуемых оценить серию произведений искусства.

Испытуемые были разделены на две группы. Помощник Риган оказал первой группе непрошеную услугу - принес каждой по бутылке кока-колы.

В конце эксперимента помощник экспериментатора объявил, что продает лотерейные билеты, и спросил, не хотят ли они их купить.

В группе 1, которой ассистент дал кокаин, испытуемые купили в два раза больше билетов, чем в группе 2

⚠️ Примечание: как показал эксперимент, правило взаимности звучало очень несправедливо. В среднем один участник исследования купил 2 билета, а были и те, кто купил всего 7 билетов. Бутылка колы стоила около 10 центов, а 1 билет — 50 центов, так что несправедливая разница между нежелательной услугой и купленными билетами огромна.

Как защитить себя от влияния данного правила?

  • Относитесь к оказанным услугам как к одолжению, а не как к обязанности. Вам решать, хотите ли вы принять это или нет.
  • Обратите внимание, неоправданно высока ли услуга и нет ли в ней признаков манипуляции, это можно понять, прислушавшись к своим ощущениям – хотите ли вы сразу же вернуть деньги?
  • Слушайте свое нутро (свою душу) - если вы чувствуете дискомфорт (сигнал тревоги из области желудка), когда кто-то уговаривает вас что-то сделать, это предупреждение о том, что вас могут заставить сделать то, чего вы делать не хотите.

Больше интересных статей здесь: Успех.

Источник статьи: Правило взаимности — одна из самых распространенных форм межличностного общения.