Почему мы не помним свое раннее детство: феномен детской амнезии и ложные воспоминания

История Руфи — яркий пример того, как некоторые люди описывают свои воспоминания о моменте рождения. Она рассказывает о тепле, безопасности, ритмичном сердцебиении матери, внезапном испуге и последующем появлении на свет, описывая даже внешность врача. Подобные рассказы не единичны — многие утверждают, что помнят не только свое рождение, но и детали раннего детства, например, обстановку своей первой комнаты или любимые игрушки.

Обратите внимание: 13 вещей, о которых важно помнить, когда жизнь бьет вас по голове.

Научный взгляд на ранние воспоминания

Однако наука ставит под сомнение возможность таких воспоминаний. Многочисленные исследования подтверждают существование феномена детской амнезии. Дело в том, что мозг младенца и ребенка младшего возраста физиологически еще не готов к формированию долговременных автобиографических воспоминаний, которые могли бы сохраниться во взрослой жизни. Нейронные сети, ответственные за хранение таких воспоминаний, еще не созрели.

Откуда берутся «воспоминания»?

Если мозг не способен хранить воспоминания о раннем детстве, то что же тогда описывают люди вроде Руфи? Психологи объясняют это двумя ключевыми процессами: конфабуляцией и предвзятостью подтверждения.

Конфабуляция — это непреднамеренное создание ложных воспоминаний. Мозг, стремясь заполнить пробелы в памяти, может комбинировать реальные факты (узнанные от родителей, увиденные на фотографиях) с воображаемыми деталями, создавая правдоподобную, но вымышленную картину. Человек при этом искренне верит в подлинность этих воспоминаний.

Экспериментальные доказательства

Классический эксперимент, известный как «эксперимент с пролитым пуншем», наглядно продемонстрировал, как легко можно имплантировать ложные воспоминания. В 1995 году исследователи Айра Хайман и Джоэл Пентланд рассказывали взрослым участникам о вымышленном инциденте из их детства (пролитие пунша на свадьбе). После нескольких бесед 25% участников были абсолютно уверены, что помнят это событие, а еще 12.5% вспомнили некоторые детали. Этот опыт показал, насколько пластична и внушаема наша память.

Что такое детская амнезия и почему она возникает?

Ученые сходятся во мнении, что устойчивые воспоминания, которые мы можем пронести через всю жизнь, начинают формироваться лишь в возрасте 3.5–4 лет. До этого момента мозг ребенка сосредоточен на освоении базовых навыков (ходьба, речь), а не на архивировании личного опыта. Младенец не способен отделить важные события от незначительных, что делает невозможным формирование долговременных автобиографических воспоминаний.

Хотя новорожденные уже обладают кратковременной памятью (например, на лица), ее объем и длительность хранения информации ограничены. К двум годам ребенок может помнить некоторые события до года, но эти воспоминания, как правило, стираются по мере взросления.

Роль гиппокампа

Ключевую роль в этом процессе играет область мозга под названием гиппокамп, который отвечает за консолидацию памяти (перевод кратковременных воспоминаний в долговременные). Примерно к трем с половиной годам гиппокамп и связанные с ним структуры достигают достаточной зрелости, чтобы начать эффективно выполнять эту функцию. Именно поэтому события, произошедшие до этого возраста, обычно не сохраняются в нашей взрослой памяти.

Больше интересных статей здесь: Успех.

Источник статьи: Исследования давно установили, что, будучи взрослыми, мы не можем помнить годы своего младенчества и раннего детства.