Представьте себе обычную ситуацию: ваш годовалый малыш делает свои первые неуверенные шаги. Он поднимается, тут же падает, снова пытается встать. А вместо вашей поддержки и одобрения слышит лишь раздражённые крики: «Опять упал! Когда же ты, наконец, научишься, бестолочь?» Ребёнок плачет от обиды и боли, но «воспитательный» процесс только набирает обороты — его начинают ругать и наказывать за каждую неудачу. Абсурдная и душераздирающая картина, не правда ли? Однако именно по такому сценарию, увы, часто строится наша современная система образования.
Культ «пятёрки» и цена страха
В школе мы с детства усваиваем одну установку: учиться нужно только на «отлично». Любая другая оценка — четвёрка, тройка — воспринимается как провал, недостаточное старание или даже личная неудача. Детей за это критикуют и педагоги, и часто — родители дома. В отличие от того самого годовалого карапуза, ребёнок постарше уже научился скрывать слёзы и боль, загоняя их глубоко внутрь. Да, под давлением такого страха он, возможно, станет учиться лучше. Но какой ценой? Формируется устойчивый, парализующий страх совершить ошибку, который остаётся с человеком на долгие годы.
Ошибка — двигатель познания
В природе и в естественном развитии любого живого существа процесс познания неразрывно связан с чередой проб и ошибок. Первые шаги, первые слова, первые исследования мира — всё это построено на методе «попробовал — не получилось — попробую иначе». Школа, к сожалению, оставляет пространство для таких безопасных экспериментов лишь в первом классе, а затем вступает в силу жёсткая система оценивания и сравнения. Это убивает в ребёнке желание пробовать что-то новое, ведь главная цель — не узнать и не создать, а «не ошибиться».
Обратите внимание: Ты верблюд, лев или ребёнок?.
Случайность, изменившая мир
Ярчайший пример того, как ошибка или небрежность могут привести к величайшему открытию, — история пенициллина. Учёный Александр Флеминг, по воспоминаниям коллег, был не самым аккуратным лаборантом. Однажды, проводя эксперименты со стафилококком, он забыл закрыть окно лаборатории и оставил пробирку с бактериями без крышки. Вернувшись, он обнаружил, что в пробирке выросла плесень, которая полностью уничтожила опасные микроорганизмы. Споры этой плесени залетели в окно. Так, благодаря случайности и «неправильному» поведению, был открыт первый антибиотик, спасший миллионы жизней.
Сложно представить, чтобы такое открытие совершил педантичный учёный, зацикленный на безупречном соблюдении всех правил и панически боящийся малейшего промаха.
Павел Домрачев
Больше интересных статей здесь: Успех.
Источник статьи: Представьте, что у вас есть годовалый ребенок и он только учится ходить.