Эффективное слушание

Поговорим об общении. Это тоже умение, которому можно научиться. Начать стоит со слушания. Этот навык состоит из 5 элементов. Что вы уже умеете?

  • - запоминать детали
  • - видеть общую картину
  • - давать свою оценку
  • - замечать неочевидное
  • - сопереживать собеседнику

Поговорим подробнее о каждом пункте.

1. Детали. В каждом разговоре мы оцениваем, что важнее – конкретные факты, или общая картина. В зависимости от ситуации, требуется проанализировать информацию, дать совет или, наконец, просто посочувствовать. В случае, когда важны детали, хорошая идея – делать заметки. Так можно убить двух зайцев - не упустить важное и показать собеседнику свою вовлеченность.

2. Общая картина. Иногда за деревьями не видно леса. Утонув в фактах, легко упустить смысл послания. Представьте себе, как бы вы рассказывали эту историю по-своему. В голове все отложится иначе.

3. Оценка. В ходе беседы всегда формируется свое мнение о ситуации. Неплохо попробовать отстраниться от эмоциональной вовлеченности в разговор и критически оценить информацию, взвесив все за и против. Не спешите.

4. Невербальная коммуникация. Поза, взгляд, улыбка, жесты, междометия – все имеет значение. Отдельная интересная тема, которой сейчас уделяется много внимания.

5. Эмпатия. Имеет значение не только получаемая, но отдаваемая информация, как вербальная, так и невербальная. Невербальная особенно. Можно начать с повторения слов, жестов, мимики. Без фанатизма. Уменьшительно-обесценивающие замечания, типа «Все не так страшно», «Ты преувеличиваешь», «Все будет хорошо» - не утешают, а создают отчужденность.

И, наконец, все начинается и заканчивается искренним интересом. Без него полноценного общения не получится, но, если учиться слушать – интерес появится.

Интересное еще здесь: Успех.

Эффективное слушание.

\