Согласно теории Эрика Берна, люди часто используют социальные игры как суррогат подлинной близости и искреннего общения. Эти поведенческие паттерны, даже если они доставляют дискомфорт, приносят скрытую психологическую выгоду каждому из участников, формируя основу многих повседневных взаимодействий.
Краткая биография Эрика Берна
Эрик Берн, урожденный Эрик Бернштейн, родился в Монреале (Канада) в семье врача и писательницы. Получив медицинское образование в Университете Макгилла в 1935 году, он продолжил специализацию в области психиатрии в Йельском университете. После переезда в США и смены фамилии на Берн в 1943 году, он работал в нью-йоркском госпитале «Маунт Сион». Во время Второй мировой войны служил армейским психиатром, а в послевоенные годы углублял свои исследования под руководством Эрика Эриксона в Сан-Франциско. Берн, называвший себя «56-летним подростком», был известен как страстный покерный игрок, был трижды женат и скончался в 1970 году.
Поглаживания и трансакции: фундамент социального обмена
Берн начал свои исследования с наблюдения за детьми, лишенными физической ласки и заботы, что приводило к серьезным нарушениям в их развитии. Он также ссылался на данные о том, что сенсорная депривация может вызывать временные психические расстройства и у взрослых. Поскольку прямое физическое взаимодействие не всегда доступно, люди ищут замену в виде символических «поглаживаний» — знаков внимания, признания или эмоционального отклика со стороны других. Для кого-то таким «поглаживанием» может быть восхищение поклонников, для другого — профессиональное признание от авторитетного коллеги. Берн определил поглаживание как базовую единицу социального действия, а их обмен — как трансакцию. Таким образом, трансактный анализ изучает динамику этих социальных обменов.
Почему мы играем в игры: потребность в контакте любой ценой
Исходя из фундаментальной потребности в «поглаживаниях», Берн делает вывод: для человека даже негативное социальное взаимодействие предпочтительнее полного одиночества. Именно эта жажда контакта заставляет людей вовлекаться в «игры» — упрощенные и предсказуемые сценарии общения, которые заменяют аутентичную близость. Берн определяет игру как последовательность скрытых трансакций, ведущих к предопределенному результату. Мы играем, чтобы удовлетворить неосознаваемые внутренние потребности, и каждая игра предполагает свою «добычу» или выигрыш. Часто люди не отдают себе отчета в том, что играют; им кажется, что это естественная часть общения. Игры похожи на покер, где нужно скрывать истинные намерения, чтобы получить желаемое. В деловой среде «добычей» может быть контракт, в личных отношениях — эмоциональное удовлетворение или усиление контроля над партнером.
Три состояния Я: Родитель, Взрослый, Ребенок
Трансактный анализ вырос из психоанализа Фрейда, который Берн глубоко изучал. Ключевым открытием стала концепция трех эго-состояний, которые сосуществуют в каждой личности. Толчком к ее формулировке послужила работа с пациентом, который ощущал себя «маленьким мальчиком в костюме взрослого». Берн выделил три основных состояния:
Обратите внимание: 10 принципов Илона Маска, которые привели его к успеху.
✓ Родитель — состояние, в котором человек воспроизводит усвоенные в детстве модели поведения, установки и ценности своих реальных родителей или других авторитетных фигур. Оно может проявляться как в заботе и опеке, так и в критике и контроле.
✓ Взрослый — состояние, ориентированное на объективную реальность. Оно ответственно за рациональный анализ информации, принятие взвешенных решений и адаптацию к текущей ситуации.
✓ Ребенок — состояние, в котором человек проявляет эмоции, импульсы и модели поведения, свойственные ему в детстве. Оно может быть спонтанным, творческим, радостным, но также капризным, бунтующим или зависимым.
Эти состояния частично соотносятся со структурой личности по Фрейду: Супер-Эго (Родитель), Эго (Взрослый) и Ид (Ребенок). В процессе общения мы постоянно переключаемся между этими ролями. В игре с другим человеком мы часто выбираем одно из этих состояний, надевая маску, вместо того чтобы оставаться искренним.
Каталог игр: как мы манипулируем и защищаемся
Значительная часть книги Берна представляет собой подробный каталог игр. Вот некоторые классические примеры.
«Если бы не ты»
Распространенная игра в парах, где один партнер обвиняет другого в том, что тот мешает ему реализовать мечты (например, путешествовать, учиться, менять работу). Берн считал, что люди часто неосознанно выбирают партнера, который будет создавать удобные ограничения, позволяющие не сталкиваться со своими страхами и неуверенностью. Таким образом, вина перекладывается на другого, а ответственность за собственную жизнь снимается.
«Почему бы вам не…? — Да, но»
В этой игре один человек (в состоянии Ребенка) изображает беспомощность, представляя проблему. Другие (входя в роль всезнающего Родителя) начинают предлагать решения. На каждое предложение следует ответ «Да, но…», который дискредитирует совет. Скрытая цель «Ребенка» — не решить проблему, а получить подтверждение своей несостоятельности и заручиться сочувствием. «Родители» же получают удовлетворение от демонстрации своего превосходства.
«Калека»
Игрок использует свои реальные или мнимые недостатки (трудное детство, болезни, особенности характера) как универсальное оправдание для неудач и бездействия. Фраза «Что вы хотите от человека с такой судьбой?» позволяет снять с себя ответственность за изменения и требовать снисхождения от окружающих.
Среди других игр, описанных Берном:
✓ Жизненные игры: «Ну что, попался, негодяй», «Посмотри, что я для тебя сделал».
✓ Супружеские игры: «Фригидная женщина», «Загнанная домохозяйка».
✓ «Хорошие» игры: «Местный мудрец», «Они будут счастливы, что знали меня».
У каждой игры есть свой сценарий (тезис) и предсказуемый финал (антитезис), который приносит «выигрыш» одному из участников. Берн сравнивал игры с зацикленной пленкой из детства, которую мы проигрываем во взрослой жизни. Хотя игры ограничивают и могут быть разрушительными, они дают чувство стабильности и защищают от тревоги, связанной с нерешенными психологическими проблемами. Однако хроническая вовлеченность в «плохие» игры ведет к саморазрушению и искаженному восприятию реальности, когда человек начинает приписывать окружающим свои собственные скрытые мотивы.
Больше интересных статей здесь: Успех.
Источник статьи: «Игры, в которые играют люди»-Эрик Берн.