Германия в энергетическом кризисе: поиск выхода из газовой и угольной зависимости

Германия столкнулась с беспрецедентным энергетическим кризисом, который можно сравнить с мощным торнадо, обрушившимся на экономику страны. Цены на электроэнергию с начала года взлетели более чем на 600%, создав огромное давление как на промышленные предприятия, так и на обычных граждан. Люди с тревогой ожидают наступления зимы и новых счетов за отопление. Институт развития технологий ТЭК (ИРТТЭК) провел анализ текущего состояния немецкой энергетики и тех мер, которые предпринимаются для стабилизации ситуации.

Зависимость от импорта и последствия санкций

До кризиса, в 2019 году, Германия импортировала 71% всей потребляемой энергии. Значительная часть этих поставок, около половины газа и треть нефти, приходилась на Россию. Однако в 2022 году промышленная мощь Германии обернулась против нее, сделав экономику крайне уязвимой к скачкам цен на газ. Эти цены резко пошли вверх после того, как Москва в ответ на санкции сократила поставки по газопроводу «Северный поток – 1» до 20% от мощности. Эта ситуация стала критической, учитывая, что газом отапливается примерно половина всех немецких домохозяйств.

Германия (cc) stux

Однако проблемы не ограничились только газом. Климатические условия лета 2022 года нанесли дополнительный удар по энергетической системе страны.

Сопутствующие материалы

  • Европейские политики погружают себя в «классовую» борьбу
  • Под ковром глобального голода США решают свои вопросы?
  • Российская экономика не перестаёт удивлять Telegram-каналы
  • Telegram-каналы ждут масштабного кризиса в Евросоюзе

Климатический удар: пересохший Рейн

Рекордная жара в Европе привела к обмелению Рейна — одной из важнейших судоходных артерий континента, проходящей через Германию, Австрию, Швейцарию и Нидерланды. Эта река играет ключевую роль в логистике, включая перевозку угля. Из-за крайне низкого уровня воды судоходные компании столкнулись с необходимостью использовать три-четыре судна вместо одного для перевозки стандартного объема груза, что резко увеличило стоимость транспортировки.

Этот кризис наступил в самый неподходящий момент, когда Берлин, пытаясь компенсировать нехватку газа, решил вновь запустить законсервированные угольные электростанции. Рейн должен был стать главной магистралью для доставки топлива. Однако, как показывают данные биржи EEX, низкий уровень воды уже серьезно нарушил поставки угля на электростанции в Мангейме и Карлсруэ. В ответ Германия сделала ставку на железнодорожный транспорт. Оператор Deutsche Bahn заявил о готовности предоставить приоритет поездам с углем и нефтепродуктами, даже в ущерб пассажирским и другим промышленным перевозкам.

Вынужденный разворот: возвращение к углю и атому

Под давлением обстоятельств Германия была вынуждена пересмотреть свои долгосрочные энергетические стратегии. На повестке дня — внезапное возрождение не только угольной, но и атомной энергетики, от которой страна планомерно отказывалась последние два десятилетия.

Отказ от атомной энергии долгое время был политическим курсом, активно продвигаемым социал-демократами и партией «Зеленых», которые сейчас находятся у власти. Еще в 2000 году был принят закон, связывающий закрытие АЭС с развитием возобновляемых источников (ВИЭ). Однако реалии 2022 года заставили правительство пойти на непопулярные меры. Было объявлено о планах продлить работу трех последних атомных станций, которые обеспечивают около 11% электроэнергии страны. Это решение позволит высвободить дефицитный природный газ для использования в отоплении и промышленных процессах, где его замена невозможна.

Обратите внимание: Расчеты наличными деньгами..

Экономия газа становится критически важной задачей. По оценкам регулятора, для предотвращения дефицита потребление необходимо сократить на 20%.

Поиск альтернатив: газопроводы и СПГ

В поисках выхода из кризиса Германия активизировала дипломатические усилия. В конце августа в Берлин был приглашен премьер-министр Испании Педро Санчес для обсуждения давно замороженного проекта газопровода через Пиренеи в Центральную Европу. Ранее Франция блокировала этот проект, отказываясь от финансирования. Также рассматривается вариант строительства трубопровода в Италию.

Параллельно страна решает проблему отсутствия собственной инфраструктуры для импорта сжиженного природного газа (СПГ). Было зафрахтовано четыре плавучих регазификационных терминала. Два из них планируется ввести в эксплуатацию к концу 2022 года в Вильгельмсхафене и Брунсбюттеле, а еще два — к концу 2023 года в Штаде и Лубмине.

Среди других антикризисных мер — снижение налога на продажу газа с 19% до 7%, предоставление государственных кредитов и гарантий для ключевых энергетических компаний, таких как Uniper. Новое законодательство обязывает оператора газового рынка THE проводить дополнительные тендеры на закупку газа для балансировки спроса и предложения.

Реакция населения и прогнозы

Пока власти ищут стратегические решения, население действует на бытовом уровне. В ожидании сложной зимы немцы массово скупают электрические обогреватели. Импорт таких устройств из Турции в Германию по итогам первого полугодия вырос на 82%, что ярко иллюстрирует уровень тревоги граждан.

Михаил Вакилян, зарубежный корреспондент ИРТТЭК

#Германия #санкции #Энергетика #Экономика и финансы

Больше интересных статей здесь: Финансы.

Источник статьи: Немецкий расчёт: как выбраться из энергетической ямы.