Отказали в визе: вернут ли деньги деньги за тур. Кейс

Потребитель приобрёл у турагента путевку в Португалию, полностью оплатив тур. Однако тур не состоялся, так как в выдаче визы ему отказали. Потребитель потребовал вернуть уплаченные за тур деньги. Турагент, туроператор и страховщик отказали, обосновав тем, что виновато консульство, а услуги были оказаны качественно и своевременно. В деле разбирался суд.

Иллюстрация сайта «Право на качество».

Суть дела, позиции сторон

Сырцев купил турпутёвку в Португалию. По договору оказания туристских услуг туроператор обязался оформить также и визу.

Сырцев оплатил стоимость туристической путевки полностью и предоставил турагенту все необходимые документы, однако Консульство в предоставлении визы отказало тур в Португалию не состоялся. Причина отказа - не представление обоснования цели и условий намеченного пребывания.

Сырцев решил, что в этом виноват туроператор, поскольку не обеспечил надлежащее оформление документов на визу, и обратился в суд с иском к туроператору, страховщику, турагенту.

Просил взыскать с ответчиков в его пользу солидарно полную сумму уплаченных за турпутевку денежные средства, проценты за пользование чужими денежными средствами, компенсацию морального вреда в размере 30000 руб., штраф и судебные расходы на оплату услуг представителя.

Туроператор и турагент иск не признали, ссылаясь на следующее:

1. При заключении договора о бронировании туристических услуг потребитель Сырцев был проинформирован турагентом о том, что туроператор не несет ответственности при отказе иностранного государства в выдаче въездных виз клиенту.

2.

Обратите внимание: Хочешь разбогатеть, но не знаешь где взять деньги? Научись экономить уже сейчас! Используй эти 25 способов.

Туристические услуги туроператором были оказаны качественно и своевременно: в целях исполнения услуги по содействию в оформлении визы туроператор принял у истца пакет документов для оформления визы и через посредника передал его в Консульство.

3. Гражданская ответственность туроператора за неисполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта застрахована страховой компанией.

Страхование ответственности. Определение.

Страховая компания иск не признала, поскольку отказ в выдаче визы не является страховым случаем.

Что решил суд

Первая инстанция иск удовлетворила частично, а суд апелляционной инстанции решение первой отменил и в иске Сырцев отказал.

Суд первой инстанции: уведомление Консульства, содержащее информацию о причинах отказа в выдаче визы, свидетельствует о ненадлежащем качестве оказанной услуги по содействию в оформлении визы, что является страховым случаем. Опровергающих это сведений туроператором не представлено.

Суд апелляционной инстанции: отсутствует некачественное оказание услуг туроператором и страховой страховой случай. Туроператором понесены расходы.

Сырцев с подал кассационную жалобу в Верховный суд.

Что решил Верховный суд

Верховный суд с выводами суда апелляционной инстанции не согласился.

В соответствии со статьей 10 Закона об основах туристской деятельности, каждая из сторон вправе потребовать изменения или расторжения договора о реализации туристского продукта в связи с существенным изменением обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора.

К существенным изменениям обстоятельств относится, в том числе невозможность совершения туристом поездки по независящим от него обстоятельствам (болезнь туриста, отказ в выдаче визы и другие обстоятельства).

✔️Услуга по оформлению визы была включена в договор оказания туристических услуг с туроператором.

✔️В Уведомлении об отказе в выдаче визы сообщается, что заявителем не было представлено обоснование цели и условий намеченного пребывания.

✔️Так как услугу по получению визы оказывал туроператор, то вся необходимая для получения визы информация должна была быть туроператором указана в заявлении на выдачу визы; им же должны были быть представлены документы, которые подтверждали цель и условия пребывания потребителя в Португалии в намеченный период.

Однако туроператор этого не сделал.

Верховный суд счел неправильным освобождение туроператора от ответственности на основании того, что в договор был включен пункт о том, что потребитель был проинформирован турагентом о том, что туроператор не несет ответственности при отказе иностранного государства в выдаче въездных виз клиенту.

Обосновал это следующим.

Турист имеет право на своевременное получение необходимой и достоверной информации, в том числе, об:

  • основных документах, необходимых для въезда и для получения визы,
  • о правилах въезда,
  • об обстоятельствах, которые могут повлечь за собой невозможность оказания туристических услуг.

Непредоставление потребителю необходимой и достоверной информации по оформлению документов для получения визы для въезда в страну временного пребывания - недостаток оказанной услуги.

В случае непредоставления туристу необходимой информации по оформлению документов, повлекшего отказ в выдаче туристической визы, туроператор несет ответственность за оказание услуги ненадлежащего качества.

Кейс написан на основе Определения Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда от 27 февраля 2018 г. N 39-КГ17-15.

Иллюстрация сайта «Право на качество». Автор Лозовая И. Н.

Фамилии и наименования изменены, совпадения случайны.

Читайте также:

Анимированная презентация «Как вернуть товар в интернет-магазин».

Возвращаем солнечные очки продавцу.

Возвращаем «ювелирку», купленную онлайн.

Если моя статья показалась вам полезной, поставьте лайк 👍или поделитесь публикацией в социальных сетях. Спасибо.

Не забывайте подписываться в раздел. Подписка в раздел «Право на качество» позволит не пропустить новые полезные публикации.

Если понравилось творчество дизайнера, с вас лайк (если ещё не ставили).

#как вернуть деньги за тур #возврат денег за путевку #возврат денег за тур #туристические услуги #памятка туристу #как вернуть деньги за отменённый тур #вернуть деньги за тур #закон о защите прав потребителей

Больше интересных статей здесь: Деньги.

Источник статьи: Отказали в визе: вернут ли деньги деньги за тур. Кейс.

\