Бюджетное правило 2.0: Почему старые решения не работают в новых реалиях?

Иллюстрация к статье о бюджетной политике

Всем привет, Патриоты!

В текущей геополитической и экономической ситуации продолжение прежней финансовой политики, основанной на накоплении резервов, может привести к серьезным негативным последствиям. Реальный сектор экономики, предприятия и инфраструктурные проекты остро нуждаются в финансировании здесь и сейчас. Требуются современные технологии, квалифицированные кадры и обновление основных фондов. Однако Министерство финансов под руководством Антона Силуанова, создавая видимость нововведений, по сути, предлагает вернуться к старой, уже не раз опробованной схеме, реанимируя так называемое бюджетное правило.

Повторение пройденного: Бюджетное правило в новой обертке

Изначально макрофинансовые правила, принятые несколько лет назад, предполагали направление сверхдоходов от продажи нефти и газа в Фонд национального благосостояния (ФНБ). С 2018 года действовала индексация порога в 2%. Теперь же министр Силуанов предлагает отказаться от индексации вовсе, а базовый ценовой порог, с которого начинаются сверхдоходы, повысить с 40 до 60 долларов за баррель нефти. Обоснованием служит текущая высокая конъюнктура на рынке энергоносителей.

Если проанализировать предложение глубже, становится ясно, что на Ильинке (где расположено Минфин) хотят зафиксировать условный уровень добычи в 9,5 млн баррелей в сутки. Доходы от этого объема планируется направлять на текущие бюджетные расходы, а всё, что будет получено сверх этой планки, — снова отправлять в резервы. По своей сути, это всё та же политика накопления, основанная на старой парадигме: продаем ресурсы, а вырученную валюту копим.

Положительным моментом можно считать отказ от скупки долларов и евро. Однако теперь наметился курс на приобретение юаней и индийских рупий. Одна из целей таких операций — ослабление рубля до уровня примерно 65 рублей за доллар. Проблема в том, что для реализации этой стратегии всё равно потребуется тратить бюджетные средства, которые и без того стремительно сокращаются. Ситуация выглядит абсурдной на фоне громких заявлений о необходимости масштабных инвестиций в ближайшем будущем. Возникает закономерный вопрос: как правительство планирует финансировать развитие авиастроения, высоких технологий и других стратегических отраслей, если продолжает «консервировать» деньги?

Еще один важный аспект — судьба уже накопленных резервов. Ранее избыток средств ФНБ мог быть направлен на бюджетные нужды. Сейчас об этом речи не идет, хотя потребность в дополнительном финансировании как никогда высока.

Обратите внимание: 10 причин, почему вы не добиваетесь цели.

Возрождение бюджетного правила в его новой версии в современных условиях выглядит как серьезная ошибка. Резервы традиционно копят «на черный день», но этот день, по мнению многих экспертов, уже наступил. Странно, что глава Минфина этого не замечает.

Инструмент или помеха? Условия для эффективного применения

Сам по себе инструмент бюджетного правила нельзя назвать однозначно вредным. Это, по сути, финансовый механизм, подобный новому налогу (хотя с последним утверждением можно и поспорить). Всё зависит от того, как его применять: при грамотном использовании он может принести пользу, а при недальновидном — нанести ущерб. Для полезного применения необходимо соблюдение ряда ключевых условий.

Во-первых, вопросы регулирования курса национальной валюты должны находиться в компетенции Центрального банка, а не правительства. Сейчас же ситуация выглядит перевернутой с ног на голову. Чтобы передать эти полномочия ЦБ, Минфину следует официально обратиться к регулятору, а в случае отказа — публично поставить вопрос о профессиональной пригодности его руководства.

Во-вторых, министру Силуанову стоило бы дать четкий ответ на простой вопрос: какова дальнейшая судьба валютных резервов, номинированных в валютах «дружественных» стран? Вместо бесконечного наращивания «кубышки», не логичнее ли направить эти средства на стратегически важный импорт? Речь идет о закупке в Китае, Индии и других странах критически важных технологий, оборудования и привлечении иностранных специалистов для их внедрения. Западные технологии для России сейчас во многом недоступны, поэтому важно использовать окно возможностей для сотрудничества с другими партнерами. Для этого накопленные средства могли бы быть переданы, например, в ведение Министерства промышленности и торговли. Пока эти условия не выполнены, попытки выдать старое решение за инновацию выглядят несерьезно.

Из всего вышесказанного напрашивается единственный вывод: в текущих реалиях возрожденное бюджетное правило не принесет России пользы, а с высокой вероятностью причинит вред. Эта точка зрения находит поддержку у многих экономистов, и странно, что глава финансового ведомства упорно игнорирует очевидные риски. Возможно, пришло время для кадровых решений в экономическом блоке правительства? Конечно, это вопрос не к нам. В более широком смысле, системные изменения требуются не только в Минфине, но это, как говорится, тема для отдельного разговора.

На мой взгляд, отстранение этого человека от руководства финансовой системой — насущная необходимость. Надеюсь, вы разделяете эту точку зрения. Если это так, поддержите статью лайком и подпишитесь на канал!

#СИЛУАНОВ #бюджетное правило #деньги #путин #власть #министерство финансов #центральный банк #либералы #русский патриот #политика

Больше интересных статей здесь: Деньги.

Источник статьи: Да сколько можно или Почему министерствами управляют не умные министры?.