На фото: Площадь А.С. Пушкина в городе Орехово-Зуево Московской области.
Здравствуйте, уважаемые читатели! Сегодня мы обсудим одну из самых горячих тем, связанную с жилищно-коммунальным хозяйством. Речь идёт о проекте закона, который предлагает взимать плату за проживание в квартирах незарегистрированных жильцов и даже гостей. Инициатива исходит от Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ и вызвала широкий общественный резонанс. По сути, это попытка пополнить бюджет за счёт дополнительных сборов с граждан, мотивированная необходимостью компенсировать расход ресурсов.
Согласно проекту, если в квартире более 5 дней проживает человек без регистрации (постоянной или временной), собственнику жилья может грозить штраф. Планируется взимать плату за коммунальные услуги, которые теоретически потребляет этот человек, за период до 5 дней до и после его фактического проживания. К таким услугам относятся:
- Холодное водоснабжение (кухня, ванная, умывальники).
- Горячее водоснабжение для бытовых нужд.
- Отопление (как часть системы горячего водоснабжения).
Ранее, в материале от 11 апреля, мы уже подробно разбирали, почему установка индивидуальных приборов учёта (счётчиков) воды выгодна как для управляющих компаний (ТСЖ, ЖЭК), так и для самих жильцов. Поверка счётчиков позволяет точно фиксировать объёмы потребления, что является основой для справедливых расчётов. Новый законопроект, по сути, пытается решить проблему учёта там, где счётчиков нет или их показания считаются неполными.
Статистика как основа для расчётов
На снимке: жилой фонд городов Подмосковья, значительная часть которого имеет почтенный возраст.
Чтобы понять логику чиновников, обратимся к цифрам. Население Московской области составляет почти 7.8 миллионов человек, большая часть из которых (более 6.3 млн) живёт в городах. Возьмём для примера Орехово-Зуево с населением около 118 тысяч человек. Эти цифры — основа для прогнозирования платежей за ЖКУ и планирования бюджета.
Жилой фонд Орехово-Зуево на 2022 год насчитывает 776 многоквартирных домов общей площадью более 3 миллионов квадратных метров. Возрастная структура этого фонда красноречива:
- Дореволюционные постройки (1890-1909): 7 двухэтажных домов.
- Дома 1920-х годов: 28 зданий.
- 1930-е годы: 31 дом.
- 1940-е: 21 строение.
- Пик строительства пришёлся на 1950-е и 1960-е годы: 151 и 186 МКД соответственно.
- В последующие десятилетия темпы строительства снижались.
Всего в городе 709 многоквартирных домов, в которых расположено 45 465 квартир. Ключевой момент: техническое состояние и оснащённость этого жилья далеки от идеала. По оценкам, до 40% квартир могут не иметь установленных приборов учёта холодной и горячей воды. Эта цифра, хоть и является оценочной, легла в основу расчётов Минстроя.
Дома 1950-х годов постройки, которые всё ещё составляют значительную часть жилого фонда.
Если экстраполировать эти данные, получается, что в одном только Орехово-Зуево около 27 300 квартир потенциально могут считаться «неучтёнными» с точки зрения точного расхода воды. Именно на этих собственников и направлен законопроект. По предварительным оценкам, дополнительный сбор с них мог бы приносить в местный бюджет до 100 миллионов рублей ежемесячно.
Масштабируя эту модель на всю Московскую область (73 города), чиновники рассчитывают на ежегодные поступления до 8 миллиардов рублей. Это значительная сумма, которая, по их мнению, поможет улучшить финансирование жилищно-коммунальной сферы.
Обратите внимание: Веские причины не бояться налоговую, имея электронный кошелек в 2021 году.
Суть законопроекта и спорные моменты
Общежитие на улице Красноармейская в Орехово-Зуево — один из типов жилья, который также попадает под действие инициативы.
Что конкретно предлагает Минстрой? В проекте закона есть две основные меры воздействия на собственников, у которых проживают незарегистрированные лица:
- Двойной тариф. Взимание платы за коммунальные услуги по двукратному тарифу за период проживания «неучтённого» жильца.
- Ретроспективная оплата. Взыскание платы за воду по нормативам за три месяца, предшествующих обнаружению факта проживания.
Многие эксперты и граждане задаются вопросом: насколько реализуема эта инициатива на практике? Кто будет контролировать, сколько дней погостила тётя из другого города или живёт ли в квартире арендатор без временной регистрации? На роль контролёров предлагаются ТСЖ, управляющие компании, жилищные инспекции или даже полиция. Однако механизм такого контроля пока не проработан, что вызывает сомнения в эффективности всего замысла.
Вид на улицу Ильина в Орехово-Зуево. Жители таких домов могут оказаться в зоне риска по новым правилам.
Финансовый расчёт выглядит впечатляюще для бюджета, но вызывает вопросы у жителей. Если средний платёж за воду составляет около 3000 рублей, то с 27.5 тысяч потенциальных «нарушителей» в одном городе можно собрать дополнительно более 80 миллионов рублей в месяц. Однако станет ли это панацеей для муниципальных финансов или же ляжет дополнительным бюрократическим и финансовым бременем на плечи граждан — большой вопрос.
Спасибо, что дочитали до конца! Если вам интересна тема ЖКХ, финансов и законодательных инициатив, затрагивающих жизнь каждого, — подписывайтесь на наш канал.
Больше интересных статей здесь: Деньги.
Источник статьи: 3 причины взимать штрафы за гостей и арендаторов жилья.