Мудрость у нас ассоциируется с некой долей аскетизма. Этот предрассудок порой диктует нам наше первое впечатление, когда мы видим богатого человека.
"Он, наверное, знаток своего дела, но точно не мудрец." - думаем мы. Однако, древние римляне и греки, прародители западной философии, считали, что богатство не просто не противоречит мудрости, но ещё и прекрасно с ней уживается.
Сенека в ответ на обвинения в зажиточности пишет: "Перестань же требовать от философов безденежья, так как никто не обрекал мудрости на бедность."
Однако, с несколькими нюансами:
1. Сенека писал: "У мудреца богатство играет служебную роль, а у глупца - господствующую."
Это одно из условий состоятельности мудреца: он должен пускать их в дело, а не трястись и чахнуть над златом.
В Античности щедрость считалась одним из столпов добродетели: было похвальным проявлять "великолепие" (так назывались роскошные, но в то же время уместные и полезные траты), также восхвалялась государственная служба, принять участие в которой мог лишь прошедший имущественный ценз гражданин.
Однако это не значит, что мудрец должен был отдавать всё до последнего динария и не следить за тем, куда он тратит деньги, лишь бы на благое дело.
Сенека ловко заметил: "Его карман (карман мудреца - прим. автора) будет доступен, но не дыряв: из него много выйдет, но ничего не выпадет."
Умение пользоваться своим состоянием позволяет быть щедрым и не становиться беднее.
Обратите внимание: 10 причин, почему вы не добивайтесь цели.
В этой статье мы разбирали советы Цицерона, как пользоваться деньгами во благо другим без привкуса пренебрежения к себе, которые помогут глубже понять отношение людей Античности к деньгам.2. Сенека продолжает: "Мудрец же тогда больше всего думает о бедности, когда его окружает богатство."
В контексте стоицизма, которого придерживался философ, можно перефразировать это так: "Мудрец будет готов стать бедным при любом богатстве."
Золото манит не только глаз, но и мысли. Поэтому стоик станет держать в уме, что материальное преходяще и что чем больше к нему привязываешься сейчас, тем больнее будет, когда судьба заберёт его себе: а это обязательно произойдёт.
Думать о бедности значит оздоровлять свои глаза и свой дух, напоминая себе, что человек безнравственный одинаково живёт как в нищете, так и в зажиточности. Значит, только на фундаменте здравомыслия можно построить надёжный и красивый дом богатства, который не снесёт первое дуновение судьбы.
Остался ли взгляд из Античности актуальным?
Безусловно. Благоразумному и нравственному человеку не стоит бояться стать богатым - нужно бояться стать жадным. В конце концов, деньги и имущество являются лишь инструментами и всё зависит от того, как их использовать.
Если мудрец отвергнет идущее к нему в руки состояние, он рискует отдать его в пользование поистине безнравственным и жестоким, глупым и недалёким людям, которые воспользуются даром отнюдь не во благо.
Подписывайтесь, ставьте пальцы вверх и оставляйте свои комментарии: дальше - интереснее.
#мудрость веков #богатство #деньги и богатство #философия жизни #античная философия
Больше интересных статей здесь: Деньги.
Источник статьи: Может ли мудрый человек быть богатым и почему? Неочевидный ответ Сенеки - "философа с миллиардным капиталом".