Хочу рассказать о том, каково это на самом деле — работать кассиром. Опыт я получила в одной из крупных сетей супермаркетов, название которой не стану раскрывать, но уверена: многие узнают в этой истории знакомые ситуации, ведь проблемы в этой сфере везде типичны.
Стажировка: первые шаги и скрытые сложности
Все началось со стажировки. Меня учили базовым вещам: как сидеть за кассой, правильно сканировать товары. Например, если покупатель берет пять одинаковых банок энергетика, не нужно сканировать каждую — достаточно изменить количество в чеке. Казалось бы, просто? Но это лишь верхушка айсберга.
Больше всего времени ушло на обучение работе с деньгами, дисконтными и бонусными картами, а особенно — с банковскими картами. Вот где начался настоящий ад! Одни карты были бесконтактными, другие — чипованными, с третьими платеж мог «висеть» по пять минут, пока банк обрабатывал операцию. И кто, по мнению покупателей, был в этом виноват? Конечно же, я, кассир!
Первый рабочий день: шок и многозадачность
После успешной сдачи экзамена и получения первой категории (а с ней — зарплаты, сравнимой с доходом дворника) меня посадили за кассу. График — средняя смена, с 13:00 до 21:00. Уже в первый день я с удивлением узнала, что кассиры в нашем магазине — это еще и ответственные за отделы молочной продукции и бытовой химии. Плюс ко всему — необходимость активно предлагать товары, выставленные возле кассы.
Многие слышали про ротацию товара? Это когда продукты с ближайшим сроком годности выдвигаются на передний план, а с более поздним — убираются назад. Полки при этом должны быть забиты под завязку. В мой первый рабочий день два кассира из четырех убежали заниматься именно этим, и я осталась одна принимать весь поток покупателей.
Первые провалы и агрессия покупателей
Моим первым серьезным затруднением стал товар без штрихкода. Замечали у кассиров толстую книжечку с кодами, в которой они подолгу листают? Вот и я листала ее, чувствуя на себе недовольные взгляды очереди. От нервов меня буквально трясло. На выручку прибежала старшая кассирша, бросившая обидную фразу: «Понаберут кого попало по объявлению...». Было очень горько — ведь я только начала!
Вторая проблема — вечная нехватка мелочи для размена. Каждый пятый покупатель, взяв жвачку, протягивал купюру в 5000 рублей. А некоторые вели себя откровенно хамски: бросали деньги, смотрели свысока и требовали: «Эй, ты, разменяй быстрее!». По правилам мы не имели права просто разменивать деньги — нужно было что-то купить. Попытки вежливо объяснить это часто заканчивались криками и вызовом администратора. Итог? Выговор, конечно же, получала я.
Адаптация и новые вызовы
Примерно через неделю я втянулась и стала работать довольно быстро — очереди на моей кассе были редкостью. Научилась самостоятельно удалять товары из чека, не вызывая на помощь коллег. Но конфликты случались, особенно с возвратами. Бывало, сканер по ошибке пробивал два одинаковых товара вместо одного. За лишний товар часто приходилось платить из своего кармана. Иногда я даже умудрялась тайком пронести этот товар мимо охраны, потому что штраф мы платили, а сам продукт нам не отдавали.
Перевод на дневную смену: испытание на прочность
Вскоре случилось «страшное»: уволилась одна из дневных кассирш, и меня перевели на ее место. График «два через два», но с 7 утра до 9 вечера. Первый кошмар — пересменка. Утром, когда я пришла сменить ночную смену, народ уже нервничал, что им некогда ждать, а мы пытались быстро завершить процедуру передачи кассы. При этом работала всего одна касса.
Второй кошмар — день завоза товара. Грузчики привозили нам по 5 тележек с молочкой и столько же с бытовой химией. Всё это нужно было разложить по полкам, а излишки отнести на склад. Плюс — наклеить ценники. Это около 30 листов формата А4, которые нужно было вырезать и аккуратно приклеить. И всё это — под постоянные окрики с кассы, потому что девушка, занявшая мое старое место, постоянно «тупила». Порой приходилось по 7 часов подряд не вставать с места — ни в туалет, ни перекусить, ни перекурить. В критические дни это превращалось в настоящее мучение.
Особенно выводили из себя пожилые покупательницы. Они могли бесконечно долго искать кошелек в сумке, а сумку — в пакете, жаловаться на цены, пока за их спиной копилась очередь.
Хамство, опасность и итоговое осознание
Некоторые покупатели позволяли себе швырять деньги прямо в лицо. Приходилось сдерживаться — работа есть работа. Часто заходили нетрезвые посетители с похабными предложениями, а охраны рядом, как на зло, не оказывалось. Один раз мне даже пришлось вступить в драку с бомжом. В тот момент я думала, что ниже уже некуда падать. Этот человек, видимо, считал, что кассиры — это те, кто опустился в жизни еще ниже него. Он начал тыкать меня в плечо, потом схватил за руку и попытался вытащить из-за кассы. Мой взрывной характер не выдержал — я вытолкала его из магазина, отвесив парой крепких слов. Хорошо хоть он был пьян и плохо стоял на ногах. А если бы это был здоровый детина?
Заключение: просьба о человеческом отношении
Подводя итог, хочу обратиться ко всем. Дорогие покупатели, пожалуйста, уважайте труд кассиров. Мы — такие же люди, как и вы. На нас лежит большая ответственность за товар и денежные средства. Да, среди нас попадаются нерадивые сотрудники, иногда на полках залеживается просрочка, но это не повод обобщать. Мы очень стараемся, часто — за совершенно мизерную зарплату. Просто помните об этом, когда в следующий раз будете стоять у кассы.