Сергей, погрузившись в раздумья, внимательно изучал толстую папку с документами о временной аренде торговых площадей. Его взгляд скользил по договорам на землю под павильоны, кафе, ларьки и другие объекты. Хотя его официальная зарплата была вполне приемлемой, он чувствовал, что заслуживает гораздо большего. Его мысли плавно уносились вдаль, подобно лёгкому весеннему ветерку, а затем, словно талые воды, пробивающие снег, превращались в бурные, конкретные идеи, обретая чёткие контуры в водовороте размышлений.
Неписаные правила коррупции
А думал он о следующем. Все вокруг твердят: взятка, взятка, осуждают, гонятся... Но вы попробуйте сами этим заняться! Это же целая наука, которой ни в одном вузе не обучают. Учебников по этому предмету не найти, курсов повышения квалификации не существует, международных конференций и молодёжных форумов по этой «специальности» тоже нет. Всё познаётся на собственном горьком опыте, методом проб и ошибок. А между тем, опытным «специалистам» есть чем поделиться с миром.
Риски и дилеммы «берущего»
Попробуй сообрази: у кого можно брать, а у кого — ни в коем случае? Какую сумму запросить и как её грамотно принять? Куда потом всё это спрятать? Возьмёшь мало — потом всю жизнь будешь жалеть, кусать локти и пытаться пробиться в светлое будущее уже с подорванными нервами. Возьмёшь много — можешь не справиться, надорваться или «расплескать» награбленное, когда придётся делиться с вышестоящими. И всё это нужно провернуть так, чтобы не угодить за решётку.
Кроме того, нужно уметь подбирать убедительные аргументы для «клиента», чтобы тот не сорвался с крючка. Иной всю жизнь идёт к вершине, живёт в лишениях, мечтая о богатстве, но на самом финише проваливается из-за какой-то ерунды. Здесь нужно семь раз отмерить, взвесить все риски, просчитать, чтобы дебет с кредитом сошёлся. Хорошо, если дадут лет шесть с конфискацией, а ты уже успел накопить, и доказали не все эпизоды. А если нет? Колыма — не санаторий. Работать на лесоповале хватит на поколения вперёд. Да и с тёплого места в органах выгонят без сожаления. А чем тогда кормиться?
Изображение Pixabay.com
Социальные последствия и «золотые парашюты»
«И пролетишь ты, как фанера над Парижем». Обратно в систему уже не возьмут — скажут, неудачник. Не умеешь брать — иди в народное хозяйство. И придётся доживать век на чужбине со своими гнилыми миллиардами, без поддержки, без родины, став изгоем. Совсем другая история, если ты — негласный «заслуженный взяточник» или «народный коррупционер». Все всё знают, но тебя не трогают. А на пенсию тебе ещё и «золотой парашют» подарят. Все будут смеяться и уважать: молодец, не всё разворовал, другим оставил.
Нужно учиться у старших, перенимать опыт, нарабатывать связи. «Один в поле не воин». Можно даже научный подход применить, как в институте учили.
Изображение Pixabay.com
Бизнес-план и минутное дело
Составим бизнес-план, нарисуем схему: в квадратиках — партнёры, в кружочках — узловые проблемы, стрелочки — связи. Кто за что отвечает и на какой срок готов сесть. Просчитаем баланс и чистую прибыль в виде вознаграждения.
Стоп! Опять эти просители лезут с благодарностью. Ведь эту работу я и так по должности обязан делать бесплатно. Но раз сами предлагают... «Не оскудеет рука берущего». Два-три десятка тысяч лишними не бывают. Почти оклад за минутное дело. Как тут устоять?
Надо выглядеть солидно, сделать постное, скорбное лицо. Отец не зря вложил в моё устройство на это место такие деньги. Их ещё нужно отработать...
Так размышлял молодой специалист департамента имущественных отношений города Н-ска.