Как я выжил и адаптировал бизнес во время второй волны пандемии

Друзья, мы с ужасом и унынием вспоминаем, недавно завершившуюся волну КОВИДа. Очень многие ИП и организации понесли огромные убытки и потери. Мне, так вообще повезло донельзя...

Начало: кредиты, открытие и первый удар

Под конец 2019 года я открыл ИП и магазин, взяв для этого кредиты. Все средства ушли на оборудование, кассу, налоги, аренду и небольшой стартовый товар. Я прекрасно понимал, что погрузился в долги, и начал работать практически круглосуточно. Только-только бизнес начал потихоньку раскручиваться, как по всей стране объявили о введении ограничительных мер. Началась настоящая паника. Что делать? Я звонил во все инстанции: госорганы, МФЦ, налоговую, горсовет и администрацию. Ответы иногда шокировали. Одна служба заявила: «Вы что... О какой прибыли Вы говорите... Мы все скоро погибнем!!!». А в администрации моего города ответили так: «...Вот вчера Вы должны были работать, сегодня, вроде как, работаете, а завтра, вроде как, не работаете...». Было и смешно, и грустно одновременно.

Переломный момент: уход в онлайн

Закрывать магазин, только что открытый, было немыслимо. Я решил, что так дело не пойдет, и с головой ушел в интернет. Изучил массу советов от «диванных» аналитиков, среди которых были и по-настоящему ценные идеи. Решение пришло в первый же день изоляции: нужно переходить на работу по предварительным заказам. Я активизировался во всех возможных каналах: телефон, доставка, Яндекс.Район, ВКонтакте, Instagram и другие. Времени на это было предостаточно — целый день, который иначе был бы потерян.

Первые результаты и государственная поддержка

К моему удивлению, эта схема начала работать. Пусть со скрипом и больше напоминая рекламу или спам, но дело сдвинулось с мертвой точки. Полноценной окупаемости, конечно, не было. Существенную помощь в том, чтобы не утонуть, оказали так называемые «путинские» выплаты. При моих мизерных на тот момент оборотах эта поддержка была очень кстати.

Новый виток: спрос рождает предложение

Когда ограничения начали снимать и люди стали возвращаться к обычной жизни, они пошли в магазины. Вспомнив мои «спам-сообщения» о качественном и дешевом товаре, который можно было заказать, клиенты стали спрашивать у меня всё подряд. Конечно, у меня не было всего этого ассортимента на складе. Но, как известно, спрос рождает предложение. Я начал активно искать поставщиков. К середине лета у меня уже было около 12 партнеров, которые были счастливы сотрудничать и привозить любой нужный товар. Пандемия и для них стала тяжелым ударом, они потеряли многих клиентов и стали гораздо более лояльными к условиям работы.

Итог: гибкая модель как залог успеха

На данный момент в моем магазине есть практически всё, и, что самое главное, об этом знают клиенты. Работа по предварительным заказам позволила выстроить уникальную модель: товар не залеживается на складе, что дает возможность предлагать цены ниже, чем у конкурентов. Этот кризисный опыт научил меня гибкости и показал, что даже в самых сложных условиях можно найти возможности для развития.