Печать на одежде: от трафарета до DTF. Подробный разбор методов от владельца производства

Я владею небольшим производством по нанесению принтов на одежду и хочу поделиться своим опытом, чтобы помочь разобраться в этой теме. В этой статье я отвечу на ключевые вопросы:

  • Как на практике применяется печать на одежде и для каких задач подходит каждый метод?

  • Как определить, каким способом нанесен рисунок на вещь в магазине, просто взглянув на нее?

  • Какой метод обеспечит самую долгую жизнь принту без потери качества после множества стирок?

До того как погрузиться в этот бизнес, я наивно полагал, что существуют принтеры, куда загружают готовую футболку, и они сразу печатают стойкое изображение. Спойлер: такие принтеры (DTG) есть, но о долговечности их отпечатков говорить не приходится. Ниже я подробно расскажу о самых популярных технологиях нанесения, их плюсах, минусах и покажу наглядные примеры.

Трафаретная печать (шелкография)

Это классический и до сих пор самый распространенный метод. Краска продавливается через специальный трафарет (сетку) на ткань.

Представьте себе мелкое сито в раме. Его покрывают светочувствительной эмульсией, а затем с помощью специального оборудования через пленку с рисунком засвечивают ультрафиолетом. На участках, куда попал свет, эмульсия затвердевает, а незасвеченные участки вымываются, образуя трафарет. Для многоцветного изображения требуется отдельный трафарет на каждый цвет. Краска наносится на сетку и ракелем вдавливается в ткань, которая предварительно хорошо закреплена на станке.

Для массового производства используют большие карусельные машины, как на фото. Здесь видны трафареты для разных цветов, закрепленные по кругу.

Шелкография отлично подходит для простых, четких векторных изображений, логотипов. С ее помощью можно печатать не только на ткани, но и на металле, картоне, коже. Существуют краски с разными эффектами: резиновые, вспененные, с блестками. Однако у метода есть серьезные недостатки:

  • Ограниченная цветопередача. Сложно передать плавные градиенты и фотографическую реалистичность, так как краски наносятся послойно и почти не смешиваются на ткани.

  • Экономична только для больших тиражей. Изготовление трафаретов — дорогостоящий процесс, который окупается при печати сотен и тысяч одинаковых изделий.

  • Долгая подготовка и процесс. Создание трафаретов и сушка краски занимают много времени.

  • Зависимость от человеческого фактора. Качество сильно зависит от навыков печатника.

  • Не вечная стойкость. После 40-50 стирок изображение начинает заметно тускнеть и выцветать, хотя сама ткань может быть еще в хорошем состоянии. Для меня, как для человека, который носит вещи до последнего, это критично.

Прямая цифровая печать (DTG)

Здесь футболка, закрепленная на планшете, проходит через принтер, как лист бумаги.

Технология DTG (Direct to Garment) выглядит волшебно: загрузил вещь в принтер, нажал «печать» — и готово. Но реальность сложнее. Стандартные изображения созданы для печати на белой бумаге, поэтому принтер не печатает белые области. На темных тканях это приводит к блеклому рисунку. Чтобы этого избежать, область печати сначала покрывают белой грунтовкой (подложкой), а уже поверх наносят цветное изображение. Эта же грунтовка улучшает сцепление чернил с натуральными волокнами, такими как хлопок.

Главные минусы DTG:

  • Дорогие расходники. Специальные текстильные чернила и грунтовки стоят недешево.

  • Проблемы с долговечностью. Грунтовка со временем (особенно под солнцем) теряет эластичность, и изображение начинает растрескиваться.

  • Капризное оборудование. Принтер требует идеальных условий: определенной температуры и влажности. Чернила засыхают в головках, если машина простаивает даже пару дней. Его обслуживание — это отдельная история с нервными затратами.

Я рассматривал этот метод, но, посмотрев на свои старые футболки, напечатанные DTG, отказался от него. Все принты потрескались.

Пример такой футболки. Трещины появились примерно через полгода активной носки.

Термотрансфер (аппликация)

Здесь пленка с вырезанным рисунком помещается под термопресс.

Это старый и относительно простой метод. Используются специальные пленки разных видов: светоотражающие, с блестками, фактурные и т.д.

Пример светоотражающей пленки.

Пленка загружается в плоттер, который вырезает контур рисунка. Далее начинается самый нудный этап — пробоподбор (виниловое мытье). Нужно вручную удалить все лишние кусочки пленки с подложки, оставив только сам рисунок.

Крупные элементы убрать легко.

А мелкие детали приходится выбирать пинцетом. Представьте, что вам нужно сделать 50 футболок со словом «Пикабу» — работа с мелкими буквами «б» и «у» может довести до белого каления.

В отличие от DTG, оборудование здесь не такое капризное, но процесс очень трудозатратный. Главный недостаток — сам принцип: пленка просто приклеивается к поверхности ткани. Такой принт держится хорошо только при бережном уходе (стирка при низких температурах, глажка с изнанки). Если край пленки начал отклеиваться, со временем он может отойти полностью. Кроме того, большие пленочные аппликации могут быть жесткими и некомфортными в носке.

Сублимационная печать

Готовое изделие вынимают из термопресса. Обратите внимание на сочную цветопередачу, даже на этом простом примере.

Это мой любимый метод. Он прост, дешев в производстве, дает потрясающую цветопередачу и... имеет два фатальных ограничения.

При сублимации используются специальные чернила, которые при нагреве в термопрессе превращаются в газ и проникают в волокна синтетической ткани, окрашивая их изнутри. Процесс:

  1. Переоборудованный струйный принтер печатает изображение-зеркалку на специальной бумаге.

  2. Бумагу накладывают на ткань и помещают под термопресс. Под воздействием температуры и давления чернила сублимируются и впитываются в волокна.

  3. Готово! Принт становится частью ткани.

Изображение получается невероятно стойким, не ощущается на ощупь и переживет саму футболку.

Пример нашей футболки после 100 стирок в машинке. Принт выглядит как новый.

Недостатки сублимации:

  • Только для светлых тканей. Поскольку чернила окрашивают ткань, на темном фоне они не будут видны.

  • Только для синтетики. Метод работает на полиэстере и материалах с его содержанием. На чистый хлопок перенести можно, но краска будет держаться плохо и быстро сотрется.

Чтобы сделать носку комфортной, мы шьем футболки из композитной ткани: внутренний слой — 100% хлопок (для комфорта), а внешний — микрополиэстерная сетка (для печати). Это дышащая спортивная ткань, которая не желтеет и легко отстирывается.

DTF-печать (Direct to Film)

Пример DTF-отпечатка. Отличается яркостью и четкостью даже на темных тканях.

Самый современный и перспективный метод. DTF (Direct to Film) — это печать «прямо на пленку». Изображение печатается на специальной ПЭТ-пленке, затем покрывается слоем полимерного клея-порошка и в два этапа переносится на изделие.

Сначала пленка с клеем проходит через печь, где порошок плавится. Затем с помощью термопресса это многослойное «изображение на клею» вплавляется в ткань. На ощупь принт получается слегка резиновым, но это принципиально иная технология, чем простой термотрансфер. Здесь краситель находится внутри самого клеевого слоя, что делает отпечаток невероятно прочным и износостойким. Его очень сложно отскоблить.

Печатать можно практически на чем угодно: хлопке, синтетике, коже, дереве, металле. Оборудование менее капризное, чем DTG. Однако метод требует высокого мастерства: нужно равномерно нанести клей-порошок (часто вручную), точно выдержать время и температуру на обоих этапах запекания. Результат, однако, того стоит — отличная цветопередача и максимальная долговечность.

Наш пример DTF-печати на черной футболке.

Я много работаю с DTF и выяснил важный нюанс: такой плотный принт хорошо смотрится и ощущается только на качественной плотной ткани. Поэтому для черных футболок мы используем материал премиум-класса.

Моя бизнес-модель строится на работе с маркетплейсами. У меня в мастерской хранятся готовые белые футболки и все необходимое для печати. Когда приходит заказ, я наношу выбранный принт (чаще всего сублимацией или DTF) и на следующий день отправляю его покупателю. Это позволяет иметь виртуальный каталог из тысяч дизайнов без гигантских складских запасов.

Если пост найдет отклик, я смогу подробнее рассказать о подводных камнях и особенностях полиграфического бизнеса.

Больше интересных статей здесь: Бизнес.

Источник статьи: Печать на одежде. Как это сделано? Тот самый авторский контент.