Тёмная сторона топливного бизнеса: как разбавляют бензин и чем это грозит автомобилям

История дальнобойщика Лёхи приоткрывает завесу над одной из неприглядных сторон топливного рынка. Его маршруты пролегали не только в далёкий Магадан, но и на более близкие, но не менее «интересные» объекты.

Одно время он регулярно ездил под Томск, на газовое месторождение, откуда возил газовый конденсат — сырьё для последующего «превращения» в бензин.

Конечной точкой его рейсов была территория бывшего завода «Сибсельмаш». Там конденсат проходил сомнительную «переработку», после чего готовый продукт развозился по автозаправочным станциям и продавался по подозрительно низкой цене — около 20 рублей за литр.

Что самое тревожное, по словам Лёхи, этот разбавленный бензин попадал даже на АЗС крупных сетей, таких как «Газпромнефть».

- Значит, и на нашей местной заправке могут заливать такую смесь? — задал я логичный вопрос.

- Вполне возможно, — ответил Лёха, — но у нас, говорят, мастер Иваныч делает это по-особому, «грамотно».

В грамотность Иваныча после пары случаев, когда автомобиль после заправки отказывался нормально работать, я поверить не смог и сменил АЗС. Этот опыт — яркая иллюстрация проблемы, о которой говорят многие водители: качество топлива к востоку от Урала часто оставляет желать лучшего. Вероятно, высокие транспортные издержки делают честный бизнес менее выгодным, подталкивая к сомнительным схемам.

Химический коктейль: чем разбавляют топливо и к чему это приводит

Основой для фальсификата часто служит газовый конденсат. Чтобы хоть как-то поднять его низкое октановое число до нормы, в ход идут различные химические добавки, каждая из которых наносит удар по двигателю.

Ферроцен. Его добавляют в огромных количествах. Последствия катастрофичны: свечи зажигания покрываются рыжим нагаром и выходят из строя, возникают пропуски зажигания. Несгоревшее топливо попадает в выхлопную систему, что гарантированно убивает дорогостоящий каталитический нейтрализатор и датчики кислорода.

Метилтретбутиловый эфир (МТБЭ) и этиловый спирт. При нарушении технологии и концентраций их добавление приводит к детонации (стуку «пальчиков»), снижению мощности, увеличению расхода топлива. МТБЭ в больших дозах ещё и разъедает резиновые детали топливной системы.

Тетраэтилсвинец. Крайне токсичное соединение, повышающее температуру сгорания. Результат — закоксовывание поршневых колец, слои нагара в цилиндрах и неизбежная смерть датчиков кислорода.

Нафталин. «Дедовский» метод, который был опасен даже для старых карбюраторных двигателей, а для современных инжекторных — смертелен. Кристаллы нафталина забивают топливные магистрали, бензонасос и форсунки.

Бензол и его производные, ацетон. Недорогие, но агрессивные добавки. Они не только повышают октановое число, но и вызывают коррозию металлических деталей, разрушают резиновые и пластиковые элементы топливной системы.

В итоге водитель платит многократно: сначала за литр дешёвого псевдобензина, а потом — за капитальный ремонт двигателя, замену топливной аппаратуры и нейтрализатора. Сумма сэкономленных на заправке денег оказывается каплей в море по сравнению с последующими расходами.

И таких «платежей» может быть гораздо больше одной.

Больше интересных статей здесь: Бизнес.

Источник статьи: Как бодяжат бензин.