Налоги являются самой главной статьей бюджетных доходов любого государства. Налоги и налоговая политика рассматриваются как одни из важнейших инструментов развития экономики.
Под налогом понимают обязательный взнос в бюджет государства на том или ином уровне или во внебюджетный фонд, который осуществляется плательщиком на основании определенных законодательных актов и в порядке, установленном ими.
Безоговорочно, любое государство заинтересовано в как можно большем поступлении налоговых средств в бюджет. Но многие налогоплательщики попросту уклоняются от уплаты налогов и соответственно государство ежегодно недополучает достаточно большие суммы . Уклонение от налогов чаще всего связывают с высокой налоговой ставкой. Именно поэтому многие государства идут на снижение налогов, пытаясь тем самым привлечь неплательщиков к уплате налогов. В некоторой степени, это приносит свои результаты, однако как такая политика может сказаться на экономике страны и других сферах жизни. Однозначно ответить на этот вопрос сложно.
Сейчас в мире существуют определенные системы налоговых мероприятий, которые воздействуют на инвестиционные процессы в экономике. Все их можно условно разделить на 2 группы: пассивные или экстенсивные и активные целевого назначения.
Среди пассивных методов, применяемых для стимуляции экономики можно отметить простое снижение ставок по налогам (например, налог на прибыль, на добавленную стоимость, социальные налоги, подоходные налоги и другие). У этого подхода есть критики. Например, Д. Стиглиц, нобелевский лауреат по экономике (2001 год) считает, что «простое снижение налогов предназначено не для стимулирования экономики, а для передачи денег тем, у кого их и так достаточно много». Предполагается, что большая часть дополнительных доходов, получаемая в результате снижения налогов идет не на увеличение инвестиций, а попросту на "рост потребления". Однако, ответить на вопрос не является ли этот "рост потребления" тоже формой инвестиций, критики пассивных методов по различным причинам до сих пор не смогли.
К активным методам, стимулирующим инвестиционную деятельность, относятся: политика ускоренной амортизации; частичный вычет из облагаемой суммы затрат на инвестиции (10-50%), возможен вычет и до 100%, в случае если проект является приоритетным для развития экономики; предоставление инвестиционного кредита, который разрешает вычитать из налога на прибыль 10-50% на инвестиционные затраты; полный вычет всех затрат на проведение НИОКР; наиболее активное использование налоговых льгот для предприятий, работающих в экономически отсталых регионах, а также для вновь образуемых малых и средних предприятий, холдингов; полное освобождение малых предприятий от налога на прибыль в случае ее реинвестирования (при годовом обороте ниже определенного уровня и числом занятых менее 50-150 человек).
Большое количество современных экономистов говорят о достаточно эффективной работе данных методов, "которые позволяют развиваться как экономике страны, так и малому и среднему бизнесу". К тому же при активном использовании данных методов возникает ситуация, когда предпринимателям нет никакого смысла уклоняться от налогов. Одним из главных и важнейших преимуществ и достоинств активных методов является обратное финансирование. Однако критики этого подхода указывают, что естественные рыночные процессы, где в ходе рыночного обмена устанавливается адекватная текущему техническому прогрессу, потребностям населения и размерам свободного капитала структура экономики, заменяется собственными взглядами чиновников, что ведет к возникновению ошибок в экономики в следствии искажения рыночной информации. Это приводит к "пустым инвестициям" и периодическим кризисам в той или иной отрасли, либо во всей экономике.
Рассмотрим ряд недавних примеров из мировой истории, связанных непосредственно со снижением налогов и результаты, к которым они привели.
Начнем с США. В данном случае коснемся того периода из истории этой страны, когда во главе стоял президент Рональд Рейган. Его советником в то время был А. Лаффер, профессор экономики Университета Южная Каролина. Он создал известную во всем мире кривую Лаффера, отображающую связь между повышением налоговых ставок и ростом поступления налогов в бюджет. Основываясь на рекомендациях А. Лаффера правительство США решает снизить, при этом значительно, ставки по обоим налогам для наиболее богатых граждан. Все это было сделано естественно с вполне определенными целями, а в частности, чтобы ускорить темпы развития экономики, добиться роста производительности труда и способствовать росту инвестиций. Максимально последовательно рекомендации Лаффера были внедрены в 1986 году на втором этапе проведения данных налоговых реформ. В результате предпринятых мер были введены следующие изменения по налогам: максимальная налоговая ставка с 46% была снижена до 33,9%; ставка на первые 50 тысяч долларов прибыли была установлена в размере 15%, на следующие 25 тысяч — 25%; наивысшая ставка подоходного налога снизилась до 28% (с 70%), что оказалось ниже чем в странах Европы. Одновременно со снижением налогов правительство США избавилось от инвестиционного налогового кредита, налоговая скидка на НИОКР была снижена с 25% до 20%. Ускоренная амортизация вообще была отменена.
Однако, несмотря на снижение налогов, за этим не последовало соответственное снижение государственных расходов, что привело к росту государственного долга. В следствии этой политики к началу 90-х годов сформировался гиперторофированный дефицит бюджета (который за 10 лет увеличился больше чем на 10% и в 1992 году составил 15,3%).
Демократ Б. Клинтону, ставший президентом после Дж. Буша (старшего) со своей командой взял другой курс по налоговой политике. Его правительство сделало ставку на целевое снижение налогов и на инвестиционный налоговый кредит. В результате этого за следующие 8 лет удалось увеличить прирост инвестиций в 4 раза до 8,7%, а на этой основе повысился и темп прироста ВВП — до 3,7%. Многие критики Клинтона утверждают, что его политика привела к печально известному кризису "доткомов" в ходе которого пришлось списать миллиардные инвестиции в высокотехнологичные сектора экономики.
Еще одним примером снижения налогов является такая страна как Грузия. После «революции роз» можно смело сказать, что Грузии удалось совершить маленькое экономическое чудо. Заключалось это чудо в том, что данная страна в течение нескольких последующих лет имела достаточно высокие темпы роста ВВП. Все это стало возможным благодаря следующим мероприятиям: снижение налогов, приватизация, и ряд других реформ. Все это в совокупности очень быстро дало положительный результат, а снижение налогов само по себе привлекло в страну иностранный капитал, что также является хорошим признаком. Правда сейчас экономика Грузии проходит настоящую проверку. После осложнения отношений с Россией у Грузии начались определенные проблемы, которые с приходом мирового кризиса естественно никуда не исчезли, а скорее наоборот стали острее. Грузии удалось, тем не менее, избежать дефолта, в отличие от некоторых европейских стран. Но кризис ещё не закончен, а его последствия ещё долго будут откликаться на экономике.
Также примером страны, где проводилась политика по снижению налогов является и Великобритания. Когда в конце 70-х годов 20 века к власти пришла Маргарет Тэтчер положение в стране и в экономике оставляло желать лучшего. Что касается налогов, то в Великобритании в это время были самые высокие налоги в мире (в частности налоговая ставка на подоходный налог достигала 83%). Это только добавляло проблем в экономику страны. Правление М. Тэтчер стало периодом возрождения и развития Великобритании. Ее правительство разработало среднесрочный фискальный план, целью которого было постепенное снижение налоговых ставок, сокращение роста денежной массы и отказ от использования директив относительно валютного курса, цен и заработной платы. В результате данных реформ британская экономика в 80-е годы опередила многие страны мира в своем развитии, чего с ней уже давно не случалось.
Налоговая реформа стала важной составляющей успешного возрождения экономики страны. Все дело в том, что без существенного прямого снижения налогов вообще невозможно было начать какие-либо реформы. Было принято решение, чтобы компенсировать потери бюджета от снижения прямых налогов, увеличить косвенные (в частности НДС).
В результате всех проведенных реформ, включая и реформу налогообложения, Тэтчер удалось добиться увеличения темпов роста экономики страны на 5%, что уступало только Японии.
В заключении необходимо сказать, что система налогообложения играют важную роль в экономике страны и оказывает на не непосредственное влияние. Однако только в совокупности с другими экономическими реформами она может, как усилить экономику страны, так и привести ее к кризису. Все зависит от направления, в котором предприняты те или иные действия.
Больше интересных статей здесь: Бизнес.
Источник статьи: К чему приводило снижение налогов?.