Банки как новая угроза для автосалонов: как Сбер и Тинькофф меняют рынок продаж автомобилей

Российский автомобильный рынок переживает период глубокой трансформации. С одной стороны, продолжается волна закрытия официальных дилерских центров, особенно тех, что представляли ушедшие иностранные бренды. С другой — на фоне роста числа салонов китайских марок их владельцы также сталкиваются со значительными трудностями. Однако главный вызов для всей дилерской сети исходит от нового игрока — крупных банков, которые активно осваивают этот сегмент.

Кризис традиционного дилерства

С начала года с рынка ушло уже более 160 дилерских центров, представлявших европейские и японские автомобильные бренды. Дилеры корейских марок пока держатся, но их будущее стало неопределенным после объявления Hyundai и Kia о сворачивании бизнеса в России. Казалось бы, освободившуюся нишу должны занять представители китайских автопроизводителей, чьи салоны открываются сотнями. Но, как показывают данные, и их положение далеко от стабильного. По информации издания «Ведомости», многие дилеры китайских марок едва сводят концы с концами. Основная проблема — крайне ограниченные поставки автомобилей, из-за чего основная статья дохода — прямые продажи — практически не приносит прибыли.

Банки врываются на авторынок

На этом сложном фоне на сцену выходят новые мощные игроки — крупнейшие российские банки. Они предлагают принципиально иную модель продаж, которая может кардинально изменить правила игры. Первопроходцем стал Сбербанк, который еще в 2020 году запустил собственную онлайн-платформу «Сберавто» для продажи новых и подержанных автомобилей.

Обратите внимание: Как банки проверяют кредитную историю.

Ключевой бизнес-моделью для банка здесь является не столько доход от продажи самого автомобиля, сколько кросс-продажа сопутствующих финансовых продуктов: кредитов, страховок и других услуг.

Вслед за Сбером в конце октября 2022 года на рынок вышел Тинькофф Банк, запустивший платформу «Тинькофф Авто». Проект реализуется в партнерстве с дилером Fresh Auto, но весь клиентский путь — от выбора модели до подписания договора — происходит в цифровой среде банка. Это обеспечивает высокий уровень прозрачности и удобства для покупателя.

Как заявляет сам банк, автомобили на платформе предлагаются по ценам производителя. Покупатели получают комплексное обслуживание: возможность оформить автокредит на выгодных условиях, подобрать страховой полис, оценить свой старый автомобиль по программе trade-in, а также получить консультационную поддержку на всех этапах сделки.

Новая реальность для покупателей и дилеров

На начальном этапе на платформе «Тинькофф Авто» представлен китайский бренд Haval с моделями Jolion, Dargo, F7(x) и H9. Важнейшее преимущество новой модели — возможность купить автомобиль без навязывания дополнительных услуг, опций или «специальных комплектаций», что часто практикуется в традиционных салонах.

Клиенту предоставляется гибкость: он может забрать автомобиль у партнера-дилера или заказать доставку прямо к дому на эвакуаторе. Таким образом, банки создают серьезную конкуренцию классическим ритейлерам, предлагая более простой, прозрачный и зачастую более выгодный для конечного потребителя процесс покупки. Если эта модель окажется успешной и получит широкое распространение, традиционным автосалонам, чья прибыль часто формируется за счет продажи дополнительного оборудования и услуг, придется кардинально пересматривать свои бизнес-процессы, чтобы выжить в новых условиях.

Спасибо за внимание, буду рад, если вы поставите лайк и подпишитесь на мой канал.

Больше интересных статей здесь: Банки.

Источник статьи: Скоро банки разорят официальных дилеров.