3 способа превратить "дурацкие" увлечения ребенка в ступеньку к успешному будущему.

3 способа превратить
Изображение: Danila Hamsterman/Unsplash

Ребенок занят всякой ерундой. Такие жалобы от родителей своих учеников я слышу регулярно. В разряд “дурацких” попадают практически все занятия, которые по мнению мам и пап, не продвигают ребенка к будущему успеху, а только отвлекают его. Все эти видеоигры, мультики, сериалы, странные кумиры…

Тревогу родителей можно понять. Время не безразмерно, и лучше бы его инвестировать его во что-то реально полезное. Однако, станут ли “дурацкие” увлечения ребенка потерей времени или ступенькой к успеху в жизни - во многом зависит от вас. Точнее, от вашего к ним отношения. Есть три стратегии взаимодействия с непонятными/неприятными вам интересами детей.

Бороться – запрещать, ограничивать время.

Но ребенок, скорее всего будет сопротивляться и то, что могло пройти за месяц, растянется на годы. И, почти наверняка, испортит ваши отношения.

Не вмешиваться – просто переждать.

Конечно, это позволит сохранить отношения, но ступенькой к успеху вряд ли станет. Просто увлечение детства, было и прошло. Что сделает ребенок с полученным опытом – зависит только от него самого. В данном случае, родители на это никак не влияют.

Сотрудничать – т. е. помочь ребенку извлечь пользу из полученного опыта. И заодно сохранить с ним дружеские отношения. Как это можно сделать? Тут тоже, как минимум, три варианта.

Монетизация

3 способа превратить
Изображение: Gerd Altmann/Pixabay

В 14 лет у меня было увлечение, которое очень напрягало моих родителей. Я любила гулять по стройкам, трущобным районам, промзонам и вокзалам. Странный выбор для девушки, не так ли? Ужас! Куда тебя вечно тянет? Ну что ты там делаешь одна?! – ужасались мои близкие.

А мне нравилось: я смотрела, фотографировала, думала: “что это за башенка на верху дома, а для чего эта конструкция, а кто живет в этом бараке, а как им живется? А удобно ли подниматься по этой лестнице? А как живется людям на последнем этаже вон того дома? А как эти люди попадают к себе домой, он же со всех сторон окружен водой… а вон, они что придумали.

Виды с крыш позволяли мне увидеть общий план, оценить все что не видно с земли. Я представляла как все это можно переделать: прудик мог бы стать классным местом для гуляния, дома бы сделать поменьше и подальше друг от друга...

Вот что было мне интересно. Но никто не интересовался моими мотивами. А со стороны это выглядело как “любит бродить по безлюдным местам”, “лазает по помойкам”. В конце концов, я тоже решила, что мое “ненормальное” увлечение следует скрывать.

И, вот спустя годы, я увидела блог Ильи Варламова “Плохой Нью-Йорк”, и сразу поняла: это оно! То, что мне было интересно с детства! Жизнь города. Вся. Начиная с вокзалов, заканчивая спальными и гетто-районами.

Проблемы транспорта, дворов, доступности городской среды, рациональной планировки – вот! Оказывается, это называется “урбанистика.” В этом направлении можно было развиваться, учиться и превратить в профессию. Т. е. мое “странное” увлечение вполне можно было монетизировать: например заниматься проектированием комфортной городской среды, или как Варламов (ныне успешный видеоблогер с миллионом подписчиков) путешествовать по разным городам мира и делать профессиональные урбанистические обзоры. Вот так. Пока я стеснялась своего “дурацкого” увлечения, кто-то превратил его в успешный бизнес.

Мы живем в удивительное время. Сейчас самое безумное увлечение, может стать любимой профессией, делом жизни. История маленького любителя пылесосов, стартап замков из песка, школа наблюдения за птицами, все более востребованная профессия игротехника – тому примеры. Новые профессии появляются чуть ли не каждый день, выстреливают самые сумасшедшие стартапы. А ведь начинается все с интереса!

Если вы чувствуете, что этот вариант ваш, то бороться с увлечением ребенка конечно же не стоит.

А что делать?

Выяснить мотивы ребенка - почему он выбрал именно это занятие. И развивать предпринимательское мышление - умение видеть возможности, там где другие их не замечают.

Идеями о том, как можно развивать предпринимательское мышление детям и подросткам, и всем ли это нужно - я поделюсь в одном из следующих постов.

Мостик

3 способа превратить
Изображение <a href="https://pixabay.com/ru/users/marjonbesteman-3698690/?utm_source=link-attribution&amp;utm_medium=referral&amp;utm_campaign=image&amp;utm_content=4367303">Marjon Besteman-Horn</a> с сайта <a href="https://pixabay.com/ru/?utm_source=link-attribution&amp;utm_medium=referral&amp;utm_campaign=image&amp;utm_content=4367303">Pixabay</a>

Иногда вариант “монетизация” затруднен по объективным причинам (здоровье, способности итд). Тогда можно попробовать стратегию “мостик”.

Необычное увлечение ребенка со временем может пройти само собой. Перерастет, надоест, расхочется. Но пока этого не случилось, можно попробовать использовать его для того, чтобы увлечь ребенка чем-то более полезным и перспективным.

Иначе говоря, сделать из нынешнего увлечения мостик, который свяжет нелюбимую (но важную для будущего) математику/английский/химию с тем что интересно и важно ребенку прямо сейчас.

Зачем английский фанатам Ольги Бузовой? Чем математика поможет геймеру? Для чего грамотно писать начинающему реперу? - на эти вопросы я искала (и нашла) ответы.

Так получилось с моим учеником Матвеем. Его детское увлечение стало мостиком, который помог ему увидеть интерес в совершенно новой для себя области. И сейчас он реализуется именно в ней. А мостик, исполнив свою функцию, постепенно отошел на второй план.

А что делать?

Оттолкнуться от текущего увлечения ребенка и попробовать связать его с тем, что вы считаете полезным и необходимым. Как мы сделали это с Матвеем, я подробно писала здесь.

Третий, и мой самый любимый, способ:

Интеграция

3 способа превратить

“Дурацкое увлечение” вашего ребенка может и не стать главным делом его жизни, его любимой профессией в будущем. Он не станет рок-звездой, археологом, тестировщиком компьютерных игр или обозревателем. Но бесследно этот опыт не пройдет. Он может пригодиться ему в карьере, в отношениях, дать новую точку зрения на решаемую проблему, найти неочевидный выход из сложной ситуации.

Сейчас все больше ценится интеграция. Соединение разных опытов, создание и поиск новых связей. Инновации рождаются на стыке. Меня например, очень вдохновила история Мика Пирса.

Архитектор Мик Пирс спроектировал самый большой торговый центр в Зимбабве. В этом здании нет кондиционеров и отопления. Тем не менее людям в нем комфортно: днем там прохладно, а ночью тепло. И воздух при этом всегда остается свежим.

Способ создания такого чуда Пирс подсмотрел у… термитов. Которые строят гигантские муравейники с постоянной температурой внутри - строго 87 градусов (по Фарингейту). И это при том, что температура в течении дня-ночи скачет от 40 до 100 градусов.

Пирс “подсмотрел” устройство такого муравейника и перенес ключевые моменты в свой проект. И центр Истгейт успешно функционирует по сей день. Пирс не был профессиональным биологом/экологом, его просто всегда интересовала эта тема. Казалось бы, совершенно далекая от его основной профессии. Так рождаются инновации. Синтез разных опытов и свежий взгляд.

На мой взгляд, лучше всех об этом сказал Стив Джобс:

“Креативность — это просто создание связей между вещами. Когда творческих людей спрашивают, как они что-то сделали, они чувствуют себя немного виноватыми, потому что они не сделали ничего на самом деле, а просто заметили...Они смогли связать разные кусочки своего опыта и синтезировать что-то новое”

“Связать разные кусочки своего опыта” – да, но сначала этот разный опыт надо получить. И ваши дети как раз сейчас этим и занимаются.

Сотрудничать с интересами детей, которые вам непонятны или не нравятся - реально. Нужно только сместить акцент с борьбы на искренний интерес к ребенку как к личности и параллельное развитие полезных навыков. В последнем случае, мы развиваем креативность по Стиву Джобсу – именно как умение видеть неочевидные связи. Комбинировать свои опыты, менять угол зрения.

Для этого также есть масса техник (например: необычное использование обычных предметов, поиск связей случайного объекта и решаемой в данный момент задачи, “а что если” итп) – если тема интересна, я сделаю про это отдельный пост.

А какой из вариантов сотрудничества ближе вам?

Фото: Pixabay.com

Историю о том, как мне удалось реализовать подход "Мостик" можно посмотреть на ютуб-сайте Индивидуальность - как опора в мире перемен.

А какой из вариантов сотрудничества ближе вам?
И про что хочется подробнее узнать в первую очередь?

P.S. Вот, список тех, кто вдохновил меня на этот статью:

Варламов

Стартап create-a-castle

Маленький любитель пылесосов

Мик Пирс

Стать Инноватором

Стив Джоббс

Мой ученик Матвей (его история здесь)

Мое собственное детство:)

Друзья, если вам понравилась статья – пожалуйста, поставьте лайк, это важно для развития проекта! И подписывайтесь на меня – будет много интересного и практически полезного!

\