Гринпис опубликовал рейтинг российских городов по загрязнению воздуха диоксидом азота. Лидером предсказуемо стала Москва, на втором месте — Санкт-Петербург, на третьем — Челябинск.

Поговорим в очередной раз об экологии?

Рейтинг был составлен на основе спутниковых данных с июня 2018 года по май 2019 года. Загрязнение воздуха диоксидом азота в городах обусловлено выхлопными газами транспорта.

Диоксид азота – это опасный токсичный газ, вызывающий заболевания легких при остром воздействии, а при длительном воздействии увеличивает риск хронических заболеваний. Долгосрочное воздействие этого газа повышает уровень смертности во всем мире.

Диоксиновая Москва: почему экология столицы стремительно ухудшается

Елена Елизарова, старший научный сотрудник ГУ «Институт общественного здоровья» по специализации: медицинская генетика, профилактическая медицина, лечебное дело:

Диоксин и бензпирен чрезвычайно токсичны для человека и относятся к первому, самому опасному классу экотоксикантов. Эти вещества могут годами находиться в окружающей среде и в живых организмах, не изменяясь, не разрушаясь, в полной мере проявляя свои ядовитые свойства. Мы сейчас говорим не об острых, часто смертельных отравлениях, вызванных массированным воздействием токсина, а о длительном воздействии на организм в малых дозах.
Механизм действия экотоксикантов заключается в нарушении либо прекращении согласованной работы органов и систем. Например, диоксин блокирует рецепторы и вместо нормального отклика клеток, мы получаем патологический. Все это сопровождается разрушениями ДНК без возможности нормального восстановления. Полностью читайте тут.

Основной источник диоксида азота в крупных российских городах — автотранспорт. Это не только то, что «автомобили буквально всё заполонили», но и пробки, в которых диоксид образуется почем зря и загрязняет воздух особенно злостно. И выбросы от транспорта растут с каждым годом.

Диоксиновая Москва: почему экология столицы стремительно ухудшается
Основной источник диоксида азота в крупных российских городах — автотранспорт

Помимо диоксида при сгорании топлива в двигателе внутреннего сгорания образуется бензпирен (см. выше в комментарии врача). Все эти штуки при длительном воздействии на организм нарушают, а то и вовсе прекращают согласованную работу органов и систем.

Развитие иммунодефицита, нарушения нервной системы, патология органов ЖКТ, онкологические заболевания — перечислять можно долго.

Чтобы уменьшить это безобразие, российское отделение Гринпис выступает за введение в больших городах зон с ограничением движения транспортных средств низкого экологического класса (например, «Евро-3» и ниже). Призыв «зеленых» поддержали в президентском Совете по правам человека и в администрациях Москвы и Санкт-Петербурга.

Читайте также: Как не купить квартиру «с душком»: свалки и мусорные полигоны Подмосковья

Улучшить экологическую ситуацию (да и климатическую тоже) должен переход на электромобили. Некоторые страны уже заявили об отказе в ближайшем будущем от продажи автомобилей с двигателем внутреннего сгорания.

Безусловно, просто взять и перейти на электромобиль не получится. В Гринписе считают, что необходимо решить как минимум два вопроса: финансовое стимулирование и создание сети доступных зарядных станций.

По мнению Гринпис, одними электрокарами экологическую проблему не решить. Это как заменить в квартире пару лампочек на энергосберегающие, но оставить электрочайник и радоваться якобы экономии электричества.

Диоксиновая Москва: почему экология столицы стремительно ухудшается

Идти к будущему без ископаемого топлива нужно системно. Улучшать и расширять сеть общественного транспорта, переводить ее на возобновляемую энергетику.

Развивать инфраструктуру для пешеходов и велосипедистов (нет, куски тротуара с нарисованным на асфальте велосипедом — это не велодорожки). А то вот еще электросамокаты вошли в моду — для них тоже нужны безопасные условия.

Читайте также: Эко-рейтинг опасных и относительно благополучных районов Москвы

Утопия?.. Наверное. Ведь кроме транспортных выхлопов в России более чем достаточно других проблем с экологией. Граждане страны протестуют против строительства крупных мусорных полигонов и заводов по утилизации опасных отходов.

Да взять хотя бы только Москву. ФГУП «Радон» измерило уровень радиации рядом с ж/д платформой «Москворечье». Рядом с ней планируется строительство Юго-Восточной хорды. Превышение радиационного фона обнаружено на глубине 60 см от уровня поверхности земли.

Диоксиновая Москва: почему экология столицы стремительно ухудшается

На этом месте захоронены ядерные отходы Московского завода полиметаллов. Если при строительстве хорды могильник растревожат — через несколько лет в столице вырастет число людей с онкологическими заболеваниями и заболеваниями лимфатической системы.

Читайте также: Чернобыль в Москве: какое отношение Южная рокада имеет к свалке радиоактивных отходов

А юго-восток Москвы! Выбросы сероводорода, «ароматы» с закрытого полигона «Кучино», мусоросжигательный завод. Иногда кажется, что если жителям этих округов внезапно включить чистый воздух — они не смогут им дышать.

Диоксиновая Москва: почему экология столицы стремительно ухудшается
карта юго-востока Москвы с действующими заводами

Знаете, я до некоторого времени не верил в какую-то там "экологию", но потом заметил, что после возвращения из-за границы первые дни голова тяжелая, просыпаешься с мигренью и часто кровь носом идет.

Иногда просто в глубинку за грибами на несколько дней съездишь и получаешь настоящее "отравление" кислородом - а потом снова все те же плохие симптомы по возвращении в Москву...вот и не верь после этого в экологию.

Как думаете, реально ли воплотить инициативы Гринписа в жизнь? Вы лично готовы отказаться от машины и пластика? Делитесь своим мнением в комментариях! И подписывайтесь на Новострой-М! Читайте у нас реальные истории дольщиков, лайфхаки, смотрите аэротуры новостроек с коптера!


Следующее: 2 банка, в которых меня лично обманули

Предыдущее: Работаешь за 10 тысяч? Ты сам в этом виноват