Изучение английского по видеосвязи, прослушивание лекций гарвардского профессора из Челябинска, совместное решение задач в групповых онлайн-чатах… Еще недавно это казалось фантастикой. Цифровая революция кардинально меняет не только образовательные процессы, но и нас самих. О том, как дистанционное обучение формирует личность будущего, рассуждает психолог Денис Макархин.
Сфера образования активно мигрирует из аудиторий в виртуальное пространство. Этот переход затрагивает не только краткосрочные курсы, но и фундаментальные программы высших учебных заведений, становясь новой нормой.
Возникает закономерный вопрос: стоит ли полностью отказываться от традиционного формата, в котором еще много нераскрытого потенциала? Или необходимо активно перенимать зарубежный опыт? Чтобы ответить, нужно объективно оценить сильные и слабые стороны каждого подхода.
Онлайн-обучение: анализ преимуществ и вызовов
С точки зрения усвоения информации и развития когнитивных способностей дистанционное образование демонстрирует высокую эффективность, утверждает эксперт. Кроме того, оно стирает географические границы, открывая доступ к знаниям из лучших мировых университетов прямо из дома.
«Это создает беспрецедентные возможности для выбора именно тех знаний, которые необходимы. Не нужно ожидать, когда профессор из Гарварда посетит, к примеру, Калининград — событие маловероятное. Его лекции можно изучить уже сегодня. Практически все ведущие вузы мира размещают свои программы на специализированных образовательных платформах», — поясняет психолог.
Однако решение в пользу онлайн-формата требует взвешенного подхода. У этой модели, как и у любой другой, есть свои плюсы и минусы, которые необходимо учитывать.
Ключевые преимущества дистанционного формата
Идеальная ситуация — когда вуз поддерживает систему прокторинга. Это позволяет проходить теоретический курс у ведущего эксперта из другого университета, сдавать ему экзамен удаленно и получать зачет в своем учебном заведении. Таким образом, первое и главное преимущество — свобода выбора лучшего преподавателя и наиболее качественной подачи материала.
Второй значимый плюс — сообщество единомышленников. «Мы не просто слушаем выдающихся лекторов, но и взаимодействуем в закрытых чатах. Нас сопровождают тьюторы, помогающие разобраться в материалах и заданиях. Мы обмениваемся опытом с коллегами из любой точки планеты. Такое общение характеризуется открытостью и психологической безопасностью. Представьте: если психологи или программисты из одного города соберутся в аудитории, между ними невольно возникнет конкуренция. В онлайн-пространстве же я и специалист из Сиднея или Парижа — не конкуренты, а партнеры по обмену знаниями», — отмечает Денис Макархин.
Третье, и, пожалуй, наиболее важное преимущество, — онлайн-образование формирует критически важные для современности компетенции и знакомит с новейшими технологиями. Например, психологи все чаще консультируют клиентов через Zoom или Skype. Обучение в аналогичном формате сразу дает практические навыки, которые пригодятся специалисту в профессиональной деятельности.
Отдельно стоит отметить аспект, который можно отнести как к сильным, так и к слабым сторонам. Успешное дистанционное обучение невозможно без развитых самодисциплины и целеустремленности. Посещение очной лекции по расписанию организует студента внешними рамками. В онлайн-формате организатором должен стать он сам.
«Ты самостоятельно формируешь привычку ежедневно выполнять задания и проходить тесты. Это развивает точность, любознательность, ответственность и силу воли — четыре фундаментальных качества успешного человека в современном мире, — разъясняет психолог. — Если привычка к такому режиму учебы не сформирована, будет крайне сложно заставить себя заниматься».
В виртуальной среде слишком легко отказаться от занятий при первых трудностях. Необходимо целенаправленно вырабатывать привычку учиться онлайн, проявлять терпение и активно пользоваться помощью тьютора, если она предусмотрена программой.
Проблема эмоционального контакта: миф или реальность?
Часть студентов, опробовавших онлайн-формат, отмечают недостаток эмоциональной связи с группой и преподавателем. В традиционной аудитории сама атмосфера способствует вовлеченности. Однако в дистанционном обучении многое зависит от конкретного формата курса.
«Как правило, используются три основных вида, — рассказывает инженерный психолог. — Первый: индивидуальное обучение по видеосвязи. Преподаватель и студент общаются в реальном времени, видят эмоции и жесты, слышат интонации, могут мгновенно задавать вопросы. На мой взгляд, это наиболее эффективный метод.
Второй вид — слайдовые курсы. Материал представлен в виде презентаций, иногда с голосовым сопровождением. Зачастую такие курсы носят универсальный характер, не адаптированы под узкую специализацию, что является их существенным недостатком.
Третий вид — массовые открытые онлайн-курсы (МООК). Сюда входят видеолекции и автоматизированные тесты.
Обратите внимание: Война с собой. День 14. Нет воли - нет человека.
Подобные проекты могут позволить себе крупные образовательные центры. Обычно лектором выступает харизматичный эксперт высокого уровня, а курс тщательно структурирован».Ценность знаний vs. Ценность эмоций
К сожалению, только первый формат предполагает полноценный эмоциональный обмен между учителем и учеником. Иногда эмоциональный вакуум компенсируется общением с одногруппниками при выполнении парных заданий или поддержкой тьютора. Но стоит ли ставить эмоциональную составляющую во главу угла? Не является ли приобретенное знание более значимой ценностью?
В конце концов, для эмоциональной подпитки существуют другие сферы жизни — семья, друзья, хобби. Или же без живого общения мы рискуем превратиться в подобие роботов? Как онлайн-обучение влияет на нашу психику и личность?
Читайте также: Людмила Петрановская: «Оценки и диплом престижного вуза уже не актуальны»
Цифровой след и новая идентичность
Сегодня большая часть деловых коммуникаций переместилась в интернет. Телефонные звонки уступают место переписке, голосовым и текстовым сообщениям в мессенджерах.
«Онлайн-обучение формирует именно те компетенции, которые необходимы для успешной адаптации к современным реалиям.
Каким будет человек будущего? Прежде всего, мультикоммуникабельным.
С одной стороны, существует риск чрезмерного погружения в виртуальный контакт, когда пропадает желание выходить в реальный мир, встречаться с людьми, общаться за чашкой кофе. Даже еду сегодня можно заказать, не выходя из дома. Теоретически можно вести полностью автономное существование в пределах своей квартиры.
С другой стороны, есть и противоположная крайность: множество людей категорически отвергают цифровизацию, продолжая жить исключительно в офлайн-режиме.
Необходим разумный баланс. Мы должны быть интегрированы в глобальную экономику и образовательное пространство. Мы должны уметь учиться по видеосвязи, консультировать клиентов онлайн и сами получать консультации у специалистов со всего мира через интернет», — рассуждает Денис Макархин.
Технологический прогресс, нравится нам это или нет, создает новые условия жизни. Мы либо принимаем правила будущего, адаптируясь к ним, либо остаемся на обочине. Поколение, родившееся после 2000 года, уже давно и активно использует возможности цифрового мира. И мы можем выстраивать общение с детьми, воспитывать их через социальные сети, делясь полезными материалами и публикациями, которые порой учат эффективнее, чем долгие разговоры.
Человек будущего — это тот, кто понимает природу цифрового мира, формирует новые паттерны восприятия информации и эффективно взаимодействует с технологиями. Цифровая среда пронизывает все аспекты нашей жизни: от общения с друзьями до взаимодействия с государством при оплате налогов или оформлении документов.
«Мы активно интегрируемся в виртуальную коммуникацию. Существует концепция «цифрового ДНК» — это совокупность наших персональных данных и моделей поведения в сети: что мы покупаем, какие ресурсы посещаем, какие запросы вводим в поисковик, на что кликаем. С одной стороны, это позволяет лучше понять себя и окружающих. С другой — есть риск, что крупные корпорации, владея этими данными, будут навязывать нам определенные модели поведения, убеждений и потребительского выбора. К этой реальности нужно быть готовыми».
Четыре столпа личности цифровой эпохи
Чем лучше мы владеем навыками навигации в цифровом пространстве, тем более защищенными и компетентными мы становимся.
«Один из моих наставников сформулировал гипотезу о четырех ключевых личных силах: точность, воля, любознательность и ответственность. Интернет-коммуникация активно развивает эти качества. Не освоив новые технологии, вы не сможете быть частью современного общества. Воля заставляет нас ежедневно учиться, действовать, выходить из зоны комфорта. Придумать тему для общения — тоже труд и волевое усилие. Мы несем ответственность за свои решения: выполнить задание в срок или отложить его. Точность — широкое понятие, включающее ясность формулировок в общении. Любознательность движет нами в поиске нового и постоянном самосовершенствовании».
Эти фундаментальные качества оттачиваются в онлайн-взаимодействии, и мы можем успешно переносить их в реальную жизнь, личные отношения и профессиональную деятельность.
Об эксперте
Денис Макархин — инженерный психолог, профконсультант, бизнес-тренер, тьютор Московской бизнес-школы.
Читайте также на нашем сайте:
Почему нас раздражает вопрос «Вам что-то подсказать?»
Не забудь подписаться на наш канал!
Больше интересных статей здесь: Успех.
Источник статьи: Дистанционное образование: как оно меняет человека будущего?.