Как стать умнее, хитрее, быстрее и креативнее? Мы подготовили целый сборник упражнений для развития нестандартного мышления.

Часть 1: немного теории

если вы верите словарям, а если нет, то кто поверит в эту страну? — Слово «творчество» означает способность сознания создавать а) что-то новое и б) что-то ценное. Вторая часть определения очень важна. Потому что, хотя понятно, что придумать виниловый фитиль для слез или слово «калиплюк» может практически каждый, но эти новинки никому не нужны. На латыни есть глагол creare («создавать, производить»), но он применим только к богам. Считалось, что человек ничего не изобретает сам. Стихи, рисунки на туниках и рисунки на катапультах шепчет ему дух, которого греки называли Дьяволом, а римляне — Гением. В 17 веке польский поэт Мацей Казимеж Шальбевский был первым, кто осмелился назвать козявок «творческими» по имени. Вот такая была история – просто сдайся и забудь. Далее идет информация, которая необходима в учебниках.

Сегодня существует множество теорий, объясняющих, почему одни умные люди могут писать шутки, песни и нанороботов, а другие — нет. Трое самых известных теоретиков креативности — это Алекс Осборн (основатель мозгового штурма), Эдвард де Боно (изобревший нестандартное мышление) и, несмотря на свою фамилию, наш соотечественник Генрих Альтшулер (он автор ТРИЗ — оригинальной теории решения проблем). Все они писали о разном и породили множество школ практической психологии, но в целом их идеи были во многом одинаковыми. Если использовать метафору Де Боно.

1. Человеческое мышление можно сравнить с песочницей. Если налить воду в песок, она сначала растечется на небольшом участке, затем ямы углубятся и соберется там. То же самое касается головы. Проблема (и данных в целом) в том, что вода оставляет следы. Дыры — это модели мышления.

2. Шаблоны помогают нам распознавать ситуации и быстро на них реагировать. Просто уколите кактус один раз, и вы сможете перестать покупать кактусы.

3. Когда шаблоны объединяются, они образуют вертикальное мышление («поле проб и ошибок»). Помогает решать повседневные задачи. Когда вы входите в дыру в шаблоне, информация течет вниз и становится глубже.

4. Вертикальное мышление убивает креативность. Люди, которые мыслят шаблонно, не придумывают новых идей. Потому что для этого необходимо выйти за рамки обычных интерпретаций, сломать стереотипы и по-новому взглянуть на данные.

Все вышеперечисленные исследователи разработали свои методы развития нестандартного и творческого мышления. Де Боно научил нас позволять «воде» течь вбок, отсюда и название его метода: латеральное мышление (от латинского слова «горизонтальный»). Альтшуллер создал 76 протоколов мышления, выходящих за рамки обычного. Осборн полагался на коллективный разум и считал, что группа людей, выкрикивающих чушь, в конечном итоге окажется умнее, чем те, кто серьезно задумывается о проблеме.

Но хватит об этом. Подготовьте свой мозг, мы его встряхнем.

Часть 2: много практики

И вот обещанное упражнение. Каждый из них направлен на развитие определенного аспекта мышления. Если вы прочитаете и зарисуете не только статью, но и книги, представленные в ней, вы станете умнее и особенно научитесь рисовать. Все шутки в сторону.

фото1

Аспект 1: Отсутствие самокритики

Де Боно считал, что с возрастом люди глупеют. Это происходит потому, что взрослые начинают накладывать ограничения на мышление. Многие решения этой проблемы отвергаются как «глупые» или «детские». Например, вот знаменитый тест формы (рис. 1). Когда Эдвард показал его детям и попросил их ответить, что это такое, каждый ученик начальной школы перечислил около 40 вариантов. Такие вещи, как дом без дымохода, заготовка для бумажного самолетика и надкушенная шоколадка. Взрослые предлагают до 10 вариантов. Они были склонны ограничиваться геометрическими узорами и представлять форму в виде квадрата с треугольником наверху или усеченного прямоугольника.

Можешь представить? Причина, по которой человек может отсеять три четверти вариантов решения задачи (а любой образ – это уже задача и материал для интерпретации), заключается просто в том, что они несерьезны и немыслимы для мыслящего человека, потому что их считают недостойными. Взрослые даже не выговаривают эти варианты, осторожно оглядываясь по сторонам и ожидая удара степлера. Люди заранее критикуют себя. Де Боно заявил, что этот комплекс необходимо сначала устранить.

Упражнение 1

Попробуйте соединить девять точек четырьмя сегментами (рисунок 2). Карандаш нельзя оторвать от бумаги. В этом случае линия может проходить через каждую точку только один раз.

Упражнение 2

Но это может продолжаться вечно. Обязательно посмотрите фотографию (например, рекламу в журнале) и придумайте один-два варианта того, что происходит в кадре. Например, есть женщина с буквой «Т» из таблеток на лице почему? Пыталась ли она скрыть синяк от удара о чугунную вывеску «Товары для дома»? Она одна из участниц марша «Требуем продления срока беременности!» (третий слева)? Или... Запишите три своих варианта. Пусть это окажется глупостью. Но ваша задача – научиться мыслить необычно «тупо», как ребенок. И не чувствовать себя виноватым из-за этого. Здесь начинается творчество.

1 из 3

Набор для творчества — абстрактная живопись в технике Fluid Art

Узнать цену ООО «Яндекс
2/3

Краски масляные художественные BRAUBERG

Узнать цену ООО «Яндекс
3/3

Набор карандашей ч/г разной твердости

Узнать цену ООО «Яндекс
фигура 2

Аспект 2: Изменение точек входа

Другой тест де Боно (рис. 3) выглядит так: Участникам предлагается нарисовать фигуру, которую можно одним движением разрезать на четыре равные части. 35% участников быстро сдались и предложили идею креста с очень узкой центральной частью, а около 3% добились уникальных результатов (их коллекционирует Эдвард). В среднем оставшиеся 12% решают проблемы менее творчески, но все же интересно. Это происходит потому, что они подходят к решению с ребра. Другими словами, вы сначала вырезаете четыре куска одной и той же бумаги и пытаетесь соединить их, чтобы получилась фигура. Это изменение точки входа. Кто сказал, что проблемы нужно решать последовательно, а что если представить результаты сразу? Или у вас это ассоциируется со случайным словом или, может быть, с картинкой?

Упражнение 3

Откройте сайт dzen.yandex.ru. Найдите кнопку «Поиск». Давайте подумаем о проблеме. Муж играет в покер, кожа на его шпильках порвана, а я не могу придумать, что бы поместить в корпоративный календарь. Нажмите кнопку. Поисковая система выдает случайные результаты: слова и фотографии. Попробуйте связать это со своей проблемой. Как вопрос относится к результатам поиска? Например, «ручки-лезвия». Может быть, опасное хобби вашего мужа можно заменить на более безопасное, подарив ему (или сломав) машину?А как насчет плетения каблуков? и так далее.

Обратите внимание: 5 шагов, чтобы стать успешным.

Спросите совета у Дзен-Яндекса (только не говорите вслух, чтобы не подумать, что я полный ребенок). Чем более бредовым является ответ, тем больше разрушается образ мышления. И помните: не будьте самокритичны!

Рисунок 3

Аспект 3: Бесконечные вопросы

Еще один навык творческого мышления, которым дети владеют лучше, чем взрослые, — это разрушение. Почему грянет гром? Потому что облака сталкиваются друг с другом. Почему они конфликтуют? Потому что ветер дует в небе. Почему они не могут уйти? Задача ребенка состоит не столько в том, чтобы утомить вас (он может не понимать той радости, которую приносит издевательство взрослых), сколько в том, чтобы докопаться до сути закономерности. Дети терпеть не могут ответы типа «Так было всегда» или «Так должно быть». «Кому это нужно?» — продолжают допрос. Это позволяет детям принимать до 100 абстрактных и парадоксальных решений в день. Например: «Мама пришла сюда пьяная, потому что боялась ездить на лифте». Ты тоже можешь это сделать.

Упражнение 4

Это проблема для любого, кто умеет играть в шахматы или хотя бы знает, как ходят фигуры и что пешка превращается в любую фигуру, когда достигает последней линии. Условие: черные начинают и ставят мат белому королю одним ходом. Перечисление рук по вертикали бесполезно (рис. 4).

Упражнение 5

Вы наверняка знакомы с этой игрой. Ведущий объясняет ситуацию. Например, человек приходит в бар и просит стакан воды. Бармен направил на него пистолет. Мужчина сказал: «Спасибо» и ушел. Или пара останавливается на пустынной дороге, муж идет заправиться, а жена запирается в машине. Когда муж вернулся, она была мертва, рядом с ее машиной находился странный мужчина, а дверь была заперта изнутри. Участники игры должны восстановить всю картину событий, задавая четкие вопросы («да» и «нет»). Таких задач в интернете очень много. Их называют «данетка». Он учит никогда не сдаваться и задавать вопросы до конца. Если компьютерные игры вам не нравятся, потренируйтесь на реальных людях и до последнего момента обсуждайте проблемы с коллегами и членами семьи. Откажитесь принять ответ «это невозможно» или «это то, что есть».

Рисунок 4

И довольно об этом

Хотя ТРИЗ в первую очередь была пригодна для решения инженерных задач, после смерти ее создателя о ней начали забывать, но были разработаны методы мозгового штурма. Сейчас существует множество техник творческого решения проблем внутри команд (например, метод Янга или метод 3-6-5, который вы можете найти в Google). Де Боно все еще жив и продолжает писать по одной книге каждый год. Его учебники можно приобрести на сайте www.debono.ru. Особенно хороши «Серьезное творческое мышление» и «Нестандартное мышление». Самоучитель».

До и после

Аспект 4: Мысли правого полушария

Эта статья была бы еще более неполной, если бы я не упомянул, что некоторые эксперты связывают креативность с правым полушарием мозга. До 50-х годов XX века оставалось неясным, почему человек носит в голове грецкий орех и почему мозг не должен представлять собой идеальную сферу или куб. Первый ответ получил Р. Сперри из Калифорнийского технологического института. В результате экспериментов на животных он обнаружил, что полушария функционируют независимо друг от друга. Позже к ним присоединились и другие ученые, особенно Дж. Леви, в чьих работах участвовали пациенты с эпилепсией, перенесшие комиссуротомию — операцию по разделению полушарий мозга. Леви обнаружил, что левое полушарие отвечает за лингвистику, время и анализ. Тот, что справа, образный, вневременной и синтетический. Оглядываясь назад, можно сказать, что его работа иллюстрирует случай Ловиса Коринта, профессионального художника, который разучился рисовать, когда в его правом полушарии выросла опухоль.

Но хватит сопутствующей теории. Профессор Б. Эдвардс в 60-е годы разработал метод обучения рисованию, основанный на правополушарном мышлении. С ее курсом вы сможете научиться рисовать за несколько месяцев. А еще совершенствуйте свой почерк, учитесь наслаждаться красотой и старайтесь смотреть на своего мужчину свежим и безоблачным взглядом. Это также улучшает вашу память и позволяет видеть связи между явлениями.

Если вы хотите научиться рисовать хотя бы так, как автор этой статьи, купите книгу Эдвардса «Открой в себе художника». К счастью, недавно книга была переиздана, поэтому нет необходимости загружать более старую версию с сайта www.booksgid.com.

Упражнение 6

Вы наверняка встречали фотографию оптической иллюзии, где два лица образуют вазу (рис. 5, но в Интернете их гораздо больше). Рисование подобных парадоксов помогает нам подключиться к правому полушарию и понять разницу между двумя типами мышления. Нарисуйте лицо на левой стороне листа, указав себе такие части, как лоб, глаза, нос и губы. Конечные точки на правой стороне листа соедините горизонтальной линией. А теперь – обратите внимание! Вам нужно нарисовать зеркальное изображение лица. Теперь вместо того, чтобы вести мысленный разговор с самим собой, просто медленно проведите линию и попробуйте повторить все изгибы в зеркальном отражении. Эта техника активирует правое полушарие мозга.

Рисунок 5(1)
Рисунок 5(2)

Упражнение 7

Самый простой способ освоить рисование правого полушария — скопировать перевернутый контурный рисунок (поиграйте с рисунком 6). Проблема людей, которые думают, что не умеют рисовать, заключается в том, что они рисуют не картинки, а символы. То есть для рисования они используют левое полушарие (это большая ошибка). Когда садятся рисовать лицо, то на самом деле рисуют круг, два глаза, выдающийся нос, выдающийся рот и т д. Поэтому копирование рисунков в левополушарном режиме работы невозможно. Мозг подстраивает каждую строку под готовый символ. Но как только вы перевернете картинку, ваш мозг потеряет ассоциацию. Правая половина включается и все начинает работать нормально. Вам тоже стоит попробовать!

Рисунок 5(3)

Упражнение 8

Что ж, если вы всерьез хотите изменить свое мышление и улучшить обмен электрическими импульсами между полушариями, попробуйте следующий трюк. Возьмите две ручки (желательно одну в виде карандаша) в отдельные руки. Попробуйте медленно нарисовать треугольник одной рукой и круг другой. Первые три минуты вы будете ходить по кругу или треугольнику, но потом ваши руки обретут правильный ритм и смогут двигаться дальше. Если на этом этапе вы почувствуете головную боль, прекратите выполнение этой задачи и возобновите ее через час, два или день. Как только ваш ребенок научится рисовать обеими руками, попробуйте писать. Они должны быть разными, но состоять из одинакового количества букв.

Рисунок 6

Хорошо, вот и все. Точнее, все только начинается. Подавите свои мысли, не критикуйте себя, переместите точку входа и рисуйте. Я не знаю, как это поможет вам стать лучшим бухгалтером или женой, но по какой-то причине я начала читать эту статью, узнав, что она повышает сексуальное влечение и креативность.

редакционная статья Мэри Клэр

Фото: Getty Images, Архив пресс-службы

Больше интересных статей здесь: Успех.

Источник статьи: Как стать умнее, хитрее, быстрее и креативнее? Мы подготовили целый сборник упражнений для развития нестандартного мышления..

\