Как действовать в условиях Нестабильности, Неопределённости, Неоднозначности и Сложности (НННС). Бизнес-стратегии.

Как действовать в условиях Нестабильности, Неопределённости, Неоднозначности и Сложности (НННС). Бизнес-стратегии.

Несомненно, в данный момент мы находимся в ситуации НННС, в условиях высокой Нестабильности, Неопределённости, Неоднозначности и Сложности.

Это большой стресс, потому что все непрерывно трансформируется. В первую очередь надо признать, что мы находимся в условиях очень быстрых изменений, и этот процесс не замедлится.

Старые времена уже не вернутся. Это печально, но еще не конец света.

Кроме того, возможно, мир всегда менялся очень быстро, а мы просто не осознавали, что происходит. Теперь все мы на связи с точностью до микросекунды. То есть наши технологии, наши коммуникации приводят к тому, что люди знают больше, а значит, приходится быстрее реагировать. Но, вероятно, мир всегда был таким турбулентным, и мы всегда находились в условиях НННС .

Поэтому нужно знать, что существует четыре типа изменений:

Эту тему исследовал доктор Эдди Обенг около 15 лет назад.

Он полагал, что есть два базовых параметра – «Что» и «Как».

В условиях одних изменений вы знаете, что делать, в условиях других – не знаете.

В одних случаях вы понимаете, как нужно действовать, в других нет.

То есть у нас получается матрица «2x2»:

Как действовать в условиях Нестабильности, Неопределённости, Неоднозначности и Сложности (НННС). Бизнес-стратегии.

Стратегии НННС

Возьмем первый вариант, подобная ситуация называется «Туман».

Вы не знаете, что делать и не знаете, как решить эту проблему. Как будто вы идете в тумане. Когда вы двигаетесь в тумане, не зная, где обрыв, то лучший совет идти медленно и аккуратно, осторожно нащупывая дорогу. Возможно, таким образом вы найдете дорогу, но процесс идет медленно и часто разочаровывает. Но порой это нормально. Если не знаете, что делать и как делать, то двигайтесь медленно. Не хватайтесь за телефон! Не заявляйте: «Мы должны поступить вот так!» Потому что можно свалится с обрыва. Двигайтесь медленно и помните: это нормальная ситуация.

На что здесь надеется? На переход в один из двух других секторов.

Один сектор называется «Квест», а другой – «Снимается кино».

Итак «Квест». Вы знаете, чего хотите, но не знаете, как это сделать.

Приведу актуальный пример фармацевтической компании. Сейчас многие из них хотят создать вакцину от вируса. То есть они знают, чего хотят. Новую вакцину. Но они не знают, как его сделать и поэтому отправляются на поиски. Они едут например в джунгли, где не ступала нога человек и находят там насекомых, деревья, цветы, а потом возвращаются в лабораторию и ищут ценные ингредиенты этих неизвестных видах. В итоге им попадается растение, в цветке которой есть новое химическое вещество, которое можно использовать как основной элемент вакцины. И они концертируют все свое внимание на этом растении, делают новое лекарство, испытывают его – и вот!

Обратите внимание: Считаю Сэма Уолтона самым лучшим бизнесменом в мире.

Появляется новая вакцина от вируса. Это квест. Вы отправляетесь на поиски нужного. Вы не знаете, как получить результат, но есть надежда понять это в процессе.

Еще одну ситуацию мы называем «Снимаем кино».

Мы знаем, как делать, но не знаем, что делать.

Вы хотите сделать кино, приезжаете в Голливуд и сообщаете об этом. К вам приходят люди которые все умеют! Лучший оператор, лучший звукорежиссёр, лучшие актёры… Они выстаиваются в очередь и говорят: «Да, мы лучшие. Мы умеем снимать кино. К вам есть только один вопрос: что вы от нас хотите?»

И здесь важную роль играет режиссер. Режиссер — это человек, который берет сценарий, во многих случаях не им написанный, и очень строго руководит этими талантливыми людьми, что бы получить вполне определённый фильм, определенный результат.

В бизнесе эту роль играют сильные лидеры, которые имеют четкое представление о результате. Классический пример- Стив Джобс и Apple.

Он сказал: «Приведите ко мне умных людей». Пришли эти люди, желающие работать в Apple , и спросили: «Чего вы хотите от нас?» И Джобс ответил: «Я мечтаю о телефоне, которым можно управлять прикосновением…» То есть у него было четкое представление о необходимом результате. Он не знал, как это сделать, но пригласил тех, кто знал.

«Снимается кино» - это случай Стива Джобса и Apple .

Последний вариант – где хотелось бы очутится в итоге. Если вы от «Тумана» перейдете либо к «Квесту», либо «Снимается кино», вы окажетесь в этом секторе. Вы знаете Что делать и знаете, как это делать.

Я называю его «Рисование по номерам».

Из меня художник никакой, но я могу купить холст, на котором есть рисунок и проставлены номера, и закрасить участки красками, соответствующими этим номерам. В результате даже у меня получится что-то приличное. Никаких навыков для этого не нужно. Если вы берете подходящие краски и наносите их в правильное место, то получается картина.

Для бизнеса нужна именно такая ситуация, и в ней хочет оказаться большинство бизнесменов.

Всем не нравится хаос. И все хотят знать что и как делать, вы можете к этому прийти, но вероятно, начинать придется в тумане. И это нормально. Вы будете двигаться медленно, нащупывая дорогу, и, надеюсь, окажетесь в «Квесте», а затем в «Рисовании по номерам», или в «Снимаем кино», а затем в «Рисовании по номерам». Это путь.

Но даже когда вы дойдете до «Рисования по номерам» и начнете делать это, мир опять изменится и возможно, придется пройти новый квест или снять новое кино. Так устроен мир.

Удачи!

Подписывайтесь. Буду признателен за лайки и комментарии.

Больше интересных статей здесь: Финансы.

Источник статьи: Как действовать в условиях Нестабильности, Неопределённости, Неоднозначности и Сложности (НННС). Бизнес-стратегии..

\