Как избавиться от головной боли под названием «Инвентаризация»?

Как избавиться от головной боли под названием «Инвентаризация»?

Учет и отчетность могут быть правильными на бумаге, но их достоверность можно выявить только путем инвентаризации.

Инвентаризация товарно-материальных ценностей (далее ТМЦ) в материалоемких предприятиях часто длится неделями, ее результаты постоянно ставятся под сомнение, по ходу ДОпроводятся документы, ДОсписываются товары, параллельно проводятся расследования в поисках причин отклонений – знакомая картина?

Успех Бизнес-процесса под названием Инвентаризация также, как и любого другого, напрямую обеспечен системным подходом, наличием, последовательностью, увязкой составляющих его элементов.

По каким параметрам можно судить об эффективности инвентаризации?

1.Время проведения

2.Достоверность результатов

3.Объем недостач, излишков, пересортицы ТМЦ

Рассмотрим условия, при которых инвентаризация становится эффективным инструментом, соблюдая которые, вы избавитесь от головной боли под названием «Инвентаризация»

Закрепление ответственности, организация складского хозяйства, учетного процесса:

1.На складах должным образом организована логистическая система хранения и складирования: ТМЦ разложены по ярлыкам/кодам в соответствии с наименованием в учетной системе

2.Ограничен доступ к месту хранения лиц, кроме материально-ответственных лиц (далее МОЛ),

3.Закреплена ответственность за сохранность ТМЦ за всеми участниками процесса (Договор материальной ответственности, система мотивации персонала

4.Отсустсвует (сведено к минимуму) дублирование номенклатуры в учетной системе

5. Правильно организован учета товара в натуральных единицах измерения (базовая единица, формула перевода (если единица измерения у поставщика иная), единица хранения.

6.Соблюдены требования к сохранности товара (температурный режим, влажность, сроки и т.д.)

Организация процесса инвентаризации:

1.Подготовка к инвентаризации:

1. К началу проведения инвентаризации все расходные и приходные документы на ТМЦ сданы в бухгалтерию и все ТМЦ, поступившие в ответственность МОЛ, оприходованы, а выбывшие списаны в расход (оформлена об этом расписка МОЛ)

2. Обеспечен свободный доступ к инвентаризируемым материалам, при необходимости для этого задействован(ы) грузчик(и)

2.Проведение инвентаризации

1. Формирование нескольких инвентаризационных комиссий (при необходимости)

2. Выборочная регулярная инвентаризация (позволяет достигать цели распределяя усилия в течение времени)

3. Автоматизация инвентаризации через систему штрихкодирования

4. В процессе инвентаризации выявляются и отдельно фиксируются неликвидные ТМЦ:

· не потерявшие товарного вида и потребительских качеств, но не используемые в процессе производства и монтажа и которые можно продать, о бразующиеся на складах компании в результате резкого снижения спроса, стратегических недочетов или ошибок персонала. Данные запасы представляют собой «замороженные» денежные средства, столь необходимые в хозяйственном обороте , такие ТМЦ как правило можно и нужно продать

· потерявшие товарный вид и потребительские качества, которые нельзя продать, подлежащие утилизации

5.

Обратите внимание: TyDi вернулся с новым треком под названием ‘Real World’.

Использование Планшета/ноутбука для оперативной фиксации результатов и автоматического формирования отклонений в ходе инвентаризации

6. Постоянный периодический самоучет ТМЦ МОЛ-ми в местах хранения

7. Материалы, единица хранения которых в штуках и которые сложно подсчитать ввиду большого объема (например метизы), необходимо взвешивать на весах (зная сколько шт. в 100г. можно легко определить итоговое к-во штук в общем весе)

8. ТМЦ такие, как пиломатериалы, подсчитываются в м3 путем перемножения длины*ширины*высоты (при условии надлежащего хранения)

3.Работа с итогами инвентаризаций:

1. Оформление Протокола с итогами инвентаризацией и предложениями по оперативным и системным мерам, направленным на совершенствование процесса и улучшение результатов. Протокол оформляет председатель комиссии.

2. Включение в смарт-задачи ответственных лиц плана работ по одобренным предложениям председателя инвентаризационной комиссии

3. Динамический отчет с итогами инвентаризаций, показывающий результативность инвентаризации в течение периода времени.

Будем рады, если вы поделитесь лайфхаками в проведении инвентаризации в ваших компаниях.

Больше интересных статей здесь: Бизнес.

Источник статьи: Как избавиться от головной боли под названием «Инвентаризация»?.

\