Как Apple потеряла $60 млн в Китае

Китай уже много лет критикуют за то, что он не обеспечивает защиту прав иностранных компаний, история бренда которых зачастую насчитывает не одно десятилетие. С прошлого года ситуация начала несколько меняться — китайское руководство на встречах с зарубежными партнерами постоянно подчеркивает, что прикладывает усилия для создания соответствующего законодательства и благоприятной и безопасной бизнес-среды.

Если вы задумались об экспорте своей продукции в Китай, то первое, что вам нужно сделать — зарегистрировать торговую марку в Китае.

Важно сделать это еще до того, как вы впервые посетите выставку или ярмарку со своей продукцией, и вот почему??: в Китае регистрация товарных знаков основана на принципе «первым пришел — первым обслужен», то есть тому, кто первым подаст заявку на регистрацию торговой марки, будет предоставлено право его использования. ⠀ Эта процедура полностью законна в Китае.

По этой причине были ситуации, когда крупнейшим компаниям приходилось выкупать свою марку, чтобы легально работать на территории КНР. ⠀ Например, компания Apple выплатила $60 млн за торговую марку «iPad»?

Как Apple потеряла $60 млн в Китае

По мере того, как на китайском рынке увеличивается объем российской пшеничной муки, вина, шоколада, пива, конфет и мороженого, растет и количество проблем, а иногда приходится сталкиваться с подделкой товаров и посягательством на права интеллектуальной собственности.

Министерство коммерции не отрицает вины китайских компаний, но подчеркивает, что российским предпринимателям стоит заранее подстраховываться и регистрировать бренд в Китае еще до выхода на китайский рынок.

На китайском рынке, как и во всех остальных сферах жизни, действует простой принцип: "Кто первее, тот правее". Поэтому жалобы российских предпринимателей на то, что они не могут доказать свои права даже при наличии документального подтверждения, остаются без ответа.

Если российский товарный знак не зарегистрирован в Китае, то это несет скрытые угрозы для дальнейшего входа товаров на китайский рынок. Во-первых, если товарный знак не внесен в китайские реестры, есть вероятность, что он вообще не сможет выйти на рынок. Во-вторых, вполне возможно, что предприятие не сможет защитить свои права, когда столкнется с нарушением или подделкой.

Зачастую даже регистрация в КНР не мешает подделывать бренд.

Обратите внимание: Как найти необходимые товары и поставщиков в Китае.

Но в таком случае у российского предприятия есть шансы выиграть дело, хотя само судебное разбирательство отнимает довольно много и моральных, и материальных ресурсов, страдает репутация компании.

Одним из десятков показательных примеров стала компания "Арсеньевский молочный комбинат" из Приморья, которая столкнулась с подделкой логотипа своего мороженого.

Как Apple потеряла $60 млн в Китае

На логотипе изображен морж со стаканчиком мороженого в лапе, а вокруг идет название "Арсеньевский молочный комбинат". ⠀ Китайские конкуренты скопировали изображение полностью, но убрали из лапы моржа мороженое, а название сменили на "Андрей Маша". Судя по всему, китайская компания продает продукцию уже несколько лет, так что китайские покупатели принимают именно российскую компанию за занимающуюся подделками. "Арсеньевский молочный комбинат" с 2015 года занимается производством мороженого для экспорта на китайский рынок, в 2016 году их мороженое завоевало большую популярность, стало востребованным, но в связи с этим почти сразу же появились проблемы.

Буквально через два с половиной месяца после того, как произошел взлет продаж, появилась первая подделка. Продажи упали почти до нуля, сейчас же они составляют 4-5% от того, что было ранее. Если раньше они продавали порядка 200 тонн в месяц, то сегодня продают одну машину, то есть около 18 тонн за два месяца.

Но и китайцев можно перехитрить и закрыть эти риски при помощи грамотного посредника, разбирающегося в нюансах местных законов и права.

Консалтинговая компания SKYLEX GROUP уже много лет выводит российские компании на китайские рынки. Руководитель компании, Людмила Федорова —российский предприниматель, CEO и со-основатель консалтинговой компании SKYLEX GROUP , бизнес-эксперт, в прошлом операционный директор Yota Devices в Китае, ТОП – менеджер ОАО «МТС».

Чтобы избежать ключевых ошибок до того, как начать экспорт в Китай, есть смысл получить как можно больше информации. Для этого обращайтесь на 15-минутный конференц-колл Людмилы Федоровой, где вы получите ответы на все свои вопросы и сэкономите деньги и время.

Больше интересных статей здесь: Бизнес.

Источник статьи: Как Apple потеряла $60 млн в Китае.